Методологические основы маржинализма

В 1870-х гг. произошла еще одна революция: кардинальная смена парадигмы в экономической теории. Появилось учение, обобщенно называемое маржинализмом (от фр. «маржиналь» — предельный). Это название неточно отражает методологические основы нового учения, но тем не менее закрепилось в науке. Основателями маржинализма считаются А. Курно, Г. Госсен, У. Джевонс и группа австрийских ученых, так называемая «австрийская школа».

Если впервые взять в руки книгу этого направления, то сразу бросается в глаза непривычное содержание. Тот, кто воспитывался на традициях классической, в том числе марксистской, школы, сразу же замечает, что вопросы производства в этой концепции занимают скромное место. Здесь иные сюжеты, связанные с иными стадиями воспроизводственного процесса.

Вспомним традиционный подход к движению продукта по стадиям воспроизводства:

Производство —> Распределение —> Обмен —> Потребление.

В лучших трудах классической школы исследование начиналось с производства и последовательно двигалось к потреблению. Но вот что любопытно: человек интересовал классическую школу прежде всего как производитель, созидатель общественного богатства. И гораздо меньше — как потребитель.

Первая методологическая особенность нового учения заключается в том, что исследование проводится с точки зрения потребителя. Потребитель, потребность, полезность товара, спрос — главные категории маржинализма. В этом смысле эта доктрина довольно гуманистична: в ней человек с его индивидуальными потребностями является самодовлеющей ценностью. Именно потребление становится движущим началом и конечной целью экономики и отражающей ее науки. Конечно, и тут возможны крайности в трактовках. В трудах некоторых авторов потребление стало отождествляться с наслаждением, а труд — со страданием. У. Джевонс писал: «Истинную экономическую теорию можно получить, лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать, — чувствам удовольствия и страдания, которые сопровождают наши обычные желания и удовлетворение этих желаний целесообразной трудовой деятельностью»1.

Можно предположить, что перенос центра тяжести на потребителя был связан с тем, что первый серьезный кризис перепроизводства в Европе высветил одну из самых сложных проблем современной рыночной экономики: проблему реализации. Этот кризис начался в 1873 г. именно в Австрии, отсюда и интерес австрийских ученых к проблемам спроса, а следовательно, и к проблемам потребностей и потребления. Кризис был длительным и скоро стал мировым, он продолжался до 1878 г., т.е. охватил период наиболее мощного развития маржиналистской идеи.

Вторая методологическая особенность маржиналистского учения, связанная с первой, — субъективно-психологический подход к проблемам экономической жизни. Маржиналисты развили некоторые элементы экономических теорий А. Смита и У.Н. Сениора: экономистов давно интересовали субъективные переживания людей как фактор субъективных оценок тех или иных благ. В связи с этим в экономическую теорию были введены и новые категории. В частности, помимо уже привычных категорий стоимости и цены экономисты стали манипулировать понятием ценности, которое с самого начала в понимании маржиналистов имело субъективно-индивидуалистическую окраску: ценность есть не что иное, как моя собственная оценка блага для меня же самого, это мое отношение к благу. Психологизм проявляется и в понимании самой потребности: для маржиналистов потребность — это любое тягостное ощущение, которое должно быть устранено потребляемым благом.

Отметим, что науки тоже подвержены влияниям моды. В 1870— 1980-х гг. в Европе и Америке интенсивно развивалась психоло-

1 Джевонс У.С. Об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993. С. 67.

гия, а чуть позже и психоанализ. Люди зачитывались психологической литературой, и это тоже может быть фактором новых подходов к экономической жизни.

И, наконец, третья методологическая особенность — использование предельных (маржинальных) величин для исследования экономических законов и категорий. Классическая школа имела дело все больше со средними величинами, общественно «нормальными» условиями производства. Эти «усреднения» часто приводили к искажениям рыночных реалий, лишали категории необходимого динамизма. Маржиналисты же предпочитают заниматься проблемами последовательных приращений (или убываний) одинаковых величин запаса блага. В теориях рыночного равновесия они используют математические понятия пределов функций при анализе зависимости между спросом, предложением и ценами при построении и определении параметров кривых спроса и предложения. Это был гораздо более конкретный и реалистичный анализ, открывавший к тому же широкую дорогу для математизации экономической теории, применения аппарата высшей алгебры, а в последующем и новейших достижений математики, в том числе теории игр. Впрочем, и тут возможны крайности, в частности превращение экономики в объект для чисто математического моделирования без учета реалий социально-экономической жизни.

Итак, мы поняли теперь главное: маржиналистская экономическая наука стала вести анализ «в обратную сторону», от потребления к производству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: