Экономическое учение Альфреда Маршалла

Альфред Маршалл — создатель современной микроэкономики. Почти все, что вы изучали в курсе микроэкономики, было написано А. Маршаллом в книге «Принципы политической экономии», вышедшей в 1890 г. А. Маршалл — основатель Кембриджской школы политической экономии, главным методологическим подходом которой был функциональный анализ. Маршалла мало беспокоили вопросы — что такое стоимость, что такое цена, что лежит в глубинной основе прибыли. Его интересовало другое: какие факторы экономической жизни воздействуют на цену и прибыль. Иначе, его интересовали не каузальные, причинно-следственные связи, а количественно-функциональные. Он действительно хотел сделать теорию полезной. Считая себя последователем Рикардо, Маршалл предпочел не заниматься теми проблемами, которые, по его мнению, уже были решены до него. Бизнесмен или рабочий не оперирует понятиями глубинного свойства. А вот как формируется цена, что на нее воздействует, отчего зависит ее динамика, что нужно иметь в виду, прогнозируя ее движение, — вот эти-то вопросы интересуют всех. Ими и занимается А. Маршалл.

А. Маршалл решил синтезировать все известные до него теории. Некоторые комментаторы совершенно несправедливо называли его эклектиком. Нет, Маршалл был великим экономистом, и он один из немногих, кто понял: ученых не должны разобщать априорные идеологические схемы, в каждой теории можно найти рациональное зерно, которое необходимо включить в сокровищницу экономических знаний. В основе динамики цен лежат спрос и предложение. Но спрос был увязан им с предельной полезностью, а предложение — с рикардианскими издержками производства. В результате появился классический график, знаменитый «крест Маршалла».

Цена Предложение

Из графика видно, что чем выше цена, тем меньше спрос. С понижением цены спрос увеличивается. Но здесь функциональная зависимость не столь проста: в процесс включается «эластичность спроса», т.е. реактивность спроса на изменение цен. Тут-то и понадобился Маршаллу закон предельной полезности. Чем выше предельная полезность товара, тем менее эластичен спрос на него в зависимости от цены. Например (вспомним наши мешки), хлеб — один из наименее эластичных товаров в силу высокой предельной полезности. Если привычный уровень потребления хлеба — одна буханка в день, то и при 25 коп. за буханку, и при 2,5 руб., и при 250 вы все равно будете покупать хлеб, отказываясь при этом от других благ. График спроса на хлеб будет представлять собой прямую, параллельную линии цены.

Однако спрос зависит не только от предельной полезности, но и от доходов потребителя. Чем выше доходы, тем менее эластичен спрос по отношению к цене. Рассмотрим такой товар, как бриллиантовое колье. Сегодня он доступен только очень узкой прослойке лиц с многомиллионными доходами. А мультимиллионеру все равно, 800 тыс. или 900 тыс. рублей стоит колье, он купит его и в том, и другом случае. Нам же, профессорам, тоже все равно: мы не купим колье ни в первом, ни во втором случае. В результате кривая спроса тоже будет представлять собой некую параллельную цене линию. Впрочем, основная масса потребительских товаров в нормальных конкурентных рыночных ситуациях в достаточной степени эластична.

Что же касается предложения товаров, то оно зависит прежде всего от издержек, в том числе и трудовых. В самом деле, если растет цена, то в рынок вступают и малоэффективные предприятия с высокими издержками производства, ибо возмещают повышенные затраты. Помимо прочего высокая цена стимулирует инвестиции в данную отрасль, и предложение растет. Если же цена падает, то с рынка уходят малоэффективные предприятия, к тому же падает и инвестиционная активность: предложение товаров падает.

К слову сказать, одной из великих заслуг Маршалла является введение в экономический анализ фактора времени. В краткосрочном периоде при изменении цен прежде всего реагирует спрос, а в долговременном периоде — предложение.

В точке пересечения кривых спроса и предложения возникает рыночное равновесие — мечта всех субъектов товарного хозяйства. При равновесной цене объем предложения равен объему спроса. Нет ни дефицитов с очередями, ни затоваренных складов с портящимися и гниющими изделиями рук человеческих. Любое отклонение цен от точки равновесия тут же вызывает к жизни стихийные силы рынка, восстанавливающие равновесие. Если цена выше точки равновесия, то предложение начинает превышать спрос, продавцы снижают цену. Если же цена оказывается ниже точки равновесия, то спрос будет превышать предложение, возникнут дефициты и очереди и сами покупатели начнут повышать цены. И в том и другом случае цена возвратится в состояние равновесия.

Конечно, для всей этой игры рыночных цен требуется одно предварительное условие — совершенная конкуренция.

Интересно, а что же такое, по Маршаллу, стоимость? Не мудрствуя лукаво, Маршалл просто разрешает проблему: равновесная цена и есть стоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: