Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. Предприниматель в отличие от менеджера, являющегося наемным управленцем, осуществляет свою деятельность на собственный страх и риск, — недаром в ранних теориях предпринимательства к числу предпринимателей относили разбойников и нищих[23].
Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками. Выделяют несколько видов прибыли.
Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и внешними издержками — выплатами всем внешним поставщикам факторов производства, т.е. включают в себя заработную плату рабочим, процент на капитал и земельную ренту.
Экономическая прибыль есть разность между совокупным доходом и общими издержками (внутренними и внешними). К внутренним издержкам относят все доходы, не полученные предпринимателем из-за того, что он использует собственные факторы производства на своем предприятии. Например, личный капитал вместо того, чтобы вкладывать в развитие свое
го предприятия, он мог бы ссудить другому лицу и получать
доход в форме процента. Предприниматель вместо того, что
бы трудиться на собственном предприятии, имеет возможность
работать в другой фирме и получать заработную плату. Вели
чина этих неполученных доходов и должна учитываться при
расчете внутренних издержек.
|
|
Нормальная прибыль равна нулевой экономической прибыли или превышает ее и является необходимым условием заинтересованности предпринимателя в продолжении своей деятельности — в ином случае ему было бы выгоднее свернуть свой бизнес и продавать на сторону находящиеся в его собственности факторы производства.
Источники возникновения прибыли могут быть самыми разнообразными: это и связанная с риском деятельность предпринимателя, предвидение, умелое сочетание им в процессе изготовления продукции факторов производства, монополизация рынка, тайный сговор между предпринимателями, умелая дифференциация выпускаемого продукта, инновации, ценовая дискриминация потребителей и т.д.
Вознаграждением за риск является сумма денег, которую человек, не склонный к риску, готов заплатить за то, чтобы его избежать. Способами снижения риска являются:
1) диверсификация (например, распределение времени на сбыт двух товаров, не являющихся родственными);
2) страхование;
3) приобретение информации о состоянии рынка.