Предпринимательство и прибыль

Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. Предприниматель в отличие от менеджера, являющегося наемным управленцем, осуществляет свою дея­тельность на собственный страх и риск, — недаром в ранних теориях предпринимательства к числу предпринимателей от­носили разбойников и нищих[23].

Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками. Выделяют несколько видов прибыли.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу меж­ду совокупным доходом и внешними издержками — выпла­тами всем внешним поставщикам факторов производства, т.е. включают в себя заработную плату рабочим, процент на капи­тал и земельную ренту.

Экономическая прибыль есть разность между совокупным доходом и общими издержками (внутренними и внешними). К внутренним издержкам относят все доходы, не полученные предпринимателем из-за того, что он использует собственные факторы производства на своем предприятии. Например, лич­ный капитал вместо того, чтобы вкладывать в развитие свое­
го предприятия, он мог бы ссудить другому лицу и получать
доход в форме процента. Предприниматель вместо того, что­
бы трудиться на собственном предприятии, имеет возможность
работать в другой фирме и получать заработную плату. Вели­
чина этих неполученных доходов и должна учитываться при
расчете внутренних издержек.

Нормальная прибыль равна нулевой экономической при­были или превышает ее и является необходимым условием заинтересованности предпринимателя в продолжении своей деятельности — в ином случае ему было бы выгоднее свер­нуть свой бизнес и продавать на сторону находящиеся в его собственности факторы производства.

Источники возникновения прибыли могут быть самыми разнообразными: это и связанная с риском деятельность пред­принимателя, предвидение, умелое сочетание им в процессе изготовления продукции факторов производства, монополиза­ция рынка, тайный сговор между предпринимателями, умелая дифференциация выпускаемого продукта, инновации, ценовая дискриминация потребителей и т.д.

Вознаграждением за риск является сумма денег, которую человек, не склонный к риску, готов заплатить за то, чтобы его избежать. Способами снижения риска являются:

1) диверсификация (например, распределение времени на сбыт двух товаров, не являющихся родственными);

2) страхование;

3) приобретение информации о состоянии рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: