Показатели объема выпуска и реализации продукции

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производ­ства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспече­ние спроса населения высококачественной продукцией.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

· оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества про­дукции;

· проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продук­ции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных(шт. метры), условно-натуральных (пара обуви, тыс банок), трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

1. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

ВП=НЗПк+ТП-НЗПн

ТП- товарная продукция, НЗПк, НЗПн – остатки незавершенного производства на конец и начало отчетного периода.

2. Товарная продукция – изготовленная и предназначенная для реализации и соответствующая предъявленным требованиям, валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. В состав ТП входят ГП, запасные части и услуги.

3. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. (выручка по ф№2 Отчет о прибылях и убытках), определяется только методом начисления.

РП=ГПн+ТП-ГПк

ГПн, ГПк – остатки ТП на предприятии на начало и конец года.

В целях налогообложения для предприятия среднего и малого бизнеса может применяться кассовый метод. Только если V выручки не превышает предельного размера, указанного в ИК РФ.

Анализ объемов производства по основным номенклатурным позициям проводится в стоимостных и натуральных показателях, при этом возможны следующие варианты.

1. Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных показателей, те. Изменение V продукции обусловлено преимущественно ростом цен.

2. Темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных, т.е. изменение объемов продукции вызвано ростом физического объема продукции.

Влияние ценового и неценового факторов на выпуск продукции можно определить индексным методом.

Темпы роста, %

Базисные Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Цепные Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

Где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Тпр = Тср – 100.

При анализе V реализации продукции проводится сравнительный анализ показателей объемов выпуска и динамики остатков продукции на складе предприятия изготовителя.

Если остаток ГПк>ГПн, то значит, часть выпущенной продукции осталась не реализованной и осталась на складе предприятия.

В процессе анализа необходимо установить причины образования сверхплановых остатков и разработать конкретные рекомендации по реализации данных остатков. Следующий этап анализа-изучение факторов, влияющих на выпуск товара, а следственно на объем реализованной продукции:

· Обеспеченность организации товаром;

· Основными фондами;

· Сырьем и материалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: