Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор преследует две цели:

- защиту вкладчика от возможных потерь;

- поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами – источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

При осуществлении Центральным Банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:

- выдача лицензий на банковскую деятельность;

- проверка отчетности, предоставляемой банками;

- ревизии на местах;

- контроль за соблюдением банками норм банковских операций.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого центральный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности ЦБ РФ – дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представляемой коммерческими банками. Постоянный контроль за отчетностью банков позволяют органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск их неплатежеспособности банков и как следствие этого банкротство.

Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В процессе анализа финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах.

Дистанционный надзор, или мониторинг, – это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора.

Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка, качество активов; доходность, эффективность работы банка; ликвидность банка; темпы роста (развития) банка; чувствительность к изменению процентных ставок; риски.

Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: