Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды, принципы деятельности

в отечественном праве, начиная с середины двадцатых годов XX века, значительное внимание уделялось именно определению понятия и рассмотрению правовой сущности международного коммерческого арбитража. Среди ведущих отечественных правоведов, исследовавших юридическую природу международных коммерческих арбитражей в 20 веке можно отметить М.М. Богуславского, А.Ф. Волкова, А.Д. Кейлина, С.Н. Лебедева, Л.А. Лунца, А.И. Минакова.

Е.В. Ситкарёва отмечает, что ряд отечественных исследователей (М.М. Богуславский, В.П. Звеков, Л.А. Лунц, В.С. Поздняков) в общем избегают давать точное определение понятию «арбитраж», используя вместо этого более конкретные понятия «арбитражный суд» или «арбитражное разбирательство».

Так, международный коммерческий арбитражный суд, считает М.М. Богуславский, - это орган, предназначение которого - разрешать споры с участием иностранных фирм и организаций, имеющий юридическую природу третейского суда, избираемого самими сторонами по их усмотрению.

Один из современных отечественных исследователей М.И. Клеандров ставит знак равенства между понятиями: «международный арбитраж», «международный коммерческий суд», «международный коммерческий арбитраж», «международный арбитражный суд», «международный третейский суд», правда делая при этом оговорку о том, что «речь не идет о суде гос-венном либо межгос-венном, а исключительно о третейском, единственным основанием подсудности спора которому служит наличие между сторонами арбитражного соглашения; а также о том, что спорящие стороны как минимум разделяют гос-венные границы; и речь в основном идет о споре коммерческого характера (лежащем в экономической плоскости)».

По мнению Л.А. Лунца, третейский суд (арбитраж) образуется из лиц, избранных по соглашению сторон для разрешения их спора по гражданскому делу. По мнению Н.И. Марышевой, международный коммерческий арбитраж представляет собой негос-венный орган, формируемый из лиц, избираемых сторонами или назначаемых в соответствии с порядком, согласованным ими, либо в порядке, установленном законом.

Несмотря на название «международный», считает С.Н. Лебедев, арбитраж, осуществляющий разбирательство указанных споров, по своему правовому статусу и составу может быть всецело «национальным», то есть созданным и функционирующим на основании внутренних законоположений определенного гос-ва, а не на основании международного публичного права.

Термин «международный» указывает на то, что в гражданско-правовых отношениях, по поводу которых возник спор, присутствует «иностр-ый элемент». Необходимо также понимать, что само понятие «международный» не включает в себя международно-правовые или межгос-венные аспекты, а подразумевает общий характер существующих отношений, то есть юридически связанных с правопорядками различных гос-в, имеющих иностр-ый элемент.

по мнению В.Н. Анурова, перевод термина «business place», содержащийся в Типовом законе ЮНСИТРАЛ 1985 г., как «местонахождение коммерческого предприятия стороны» представляется неточным вследствие существования в России разных точек зрения о коммерческой деятельности предприятий. Так, критериями определения личного закона или статута по английскому праву могут являться гражданство или постоянное местожительство для физического лица, а для юридического лица - место регистрации или осуществления центрального контроля и управления, при этом, отмечает исследователь, такой критерий вводится английским правом через понятие как внутреннего арбитражного соглашения (domestic arbitration agreement), так и не внутреннего арбитражного соглашения (non-domestic arbitration agreement).

Таким образом, можно сделать вывод, что международный коммерческий арбитраж является особым способом урегулирования специфичных частных правовых споров, возникающих из международных коммерческих отношений, осложненных «иностранным элементом».

Так, в рамках института международного арбитража исследователи международного публичного права выделяют три вида арбитража:

- публичный международный арбитраж (разрешение споров публично-правового характера с участием гос-в и международных организаций) к которым относятся: Постоянная палата третейского суда в Гааге; арбитражи, создаваемые для рассмотрения конкретных споров между гос-вами, специальные арбитражи, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Договором о Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

- частный (коммерческий) арбитраж (разрешение споров с участием физических и юридических лиц разных гос-в);

- смешанный арбитраж (разрешение споров между гос-вами и иностранными частными (физическими или юридическими) лицами). К таким арбитражам относятся: Международный центр по разрешению инвест-х споров, Ирано-американский трибунал (или Трибунал по претензиям между Ираном и США).

В связи с вышеизложенным необходимо заранее оговориться, что по тексту данного исследования наряду с термином «международный коммерческий арбитраж» в этом же значении как синоним будет использоваться и термин «арбитраж».

Спор рассматривается независимыми арбитрами, избранными сторонами на основании их профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения.

Термин «международный коммерческий арбитраж» используется, во-первых, для обозначения в целом механизма рассмотрения коммерческих споров; во-вторых, для обозначения органа, созданного для рассмотрения таких споров; в-третьих, для обозначения конкретного состава арбитров, рассматривающего конкретный спор. Термины «арбитражный суд» и «третейский суд» равнозначны.

Обычно необходимость указания на то, что арбитражный суд является третейским судом, возникает в тех гос-вах, где существуют арбитражные суды, входящие в единую гос-венную судебную систему. Поэтому дополнительное указание «третейский суд» должно подчеркнуть негос-венную природу международного коммерческого арбитража.

Международный коммерческий арбитраж —это механизм рассмотрения коммерческих (хозяйственных) споров между частными лицами. (физ и юр), т. е. частноправовых споров. Стороной спора может быть и гос-во, но спор по своему содержанию является частноправовым и второй стороной спора является физ или юр лицо.

Преимущества арбитражного порядка рассмотрения международных коммерческих споров:

1. Арбитраж носит чрезвычайно демократический характер. Он является общественным формированием, не входящим в систему судебных, административных и иных гос-венных органов. Стороны имеют возможность оказывать влияние на все стадии арбитражного разбирательства: согласие сторон является обязательным условием для обращения в арбитраж; стороны могут избирать арбитров, доверить решение дела одному лицу; стороны избирают место проведения арбитража и язык арбитражного разбирательства; стороны вправе определять полностью или частично саму арбитражную процедуру; стороны могут изъять спор из-под действия права и предложить решить его по справедливости (ex aequo et bono).

2. Процедура арбитражного разбирательства проста, она не регламентируется многочисленными процессуальными нормами, регулирующими судебную процедуру, что обеспечивает рассмотрение дел в относительно короткие сроки.

3. Рассмотрение споров арбитражем происходит, как правило, на закрытых заседаниях, это гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн сторон спора.

4. Фундаментальным принципом коммерческого арбитража является окончательный характер арбитражного решения — res judicata, согласно которому арбитражное решение окончательно и обязательно для сторон, оно не подлежит изменению, не может быть пересмотрено по существу и подлежит исполнению в принудительном порядке.

Международный коммерческий арбитраж не является элементом гос-венной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Обращение сторон в арбитраж или даже только наличие соглашения сторон об этом исключает судебную юрисдикцию. Однако не существует полной изоляции арбитража от национальных гос-венных судебных систем.

Международной арбитражной практике известны два вида арбитража: арбитраж ad hoc (разовый арбитраж) и институционный арбитраж. Институционный, или постоянно действующий, арбитраж создается при национальных торговых палатах, биржах, ассоциациях, союзах, обществах и любых других организациях. Для институционного арбитража характерны наличие постоянно действующего органа, который, не принимая участия в разрешении споров, выполняет некоторые административно-технические, консультативные и контрольные функции; наличие положения о нем (или устава) и регламента, устанавливающих правила арбитражного процесса; наличие списка арбитров, из которого стороны выбирают арбитров.

Арбитраж ad hoc образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны выбирают место проведения арбитражного разбирательства, устанавливают правила избрания арбитров и арбитражную процедуру. Стороны пользуются практически неограниченной автономией в выборе процедуры решения спора. Они могут детально согласовать ее между собой, могут взять за основу регламент какого-либо существующего институционного арбитража. Наконец, стороны могут договориться о применении одного из типовых арбитражных регламентов, разработанных в международных (межправительственных) организациях специально для арбитража ad hoc.

Есть три арбитражных регламента, разработанных под эгидой ООН:

1. Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г.,

2. Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г.

3. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.

Все три документа представляют собой унифицированные правила арбитражной процедуры, прежде всего для арбитража ad hoc.

Наиболее известными являются Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты. В РФ это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

Принципы МКА:

Организационные принципы: автономия воли сторон, неформальность, равенство сторон перед судом и законом, платность арбитражных расходов, независимость и беспристрастность арбитров, язык арбитража, конфиденциальность, «компетенция компетенции», «презумпция исполнения решения».

Функциональные принципы: устность и письменность, состязательность, диспозитивность, окончательность и невозможность обжалования решения международного коммерческого арбитража, процессуальное равноправие сторон.

Роль международного права в разрешении международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях:

а) унификация процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных гос-в;

б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного гос-ва на территории других;

в) создание и определение правовых основ деятельности специализированных международных центров по рассмотрению определенных видов коммерческих споров.

Унификации правил арбитражного разбирательства международное сообщество уделяет значительное внимание. Существует ряд международных актов в этой области. Многие из них были подготовлены в рамках ООН. Прежде всего - Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. РФ участвует в ней с 1962 г.

Конвенция содержит правила, определяющие порядок формирования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений а также условия и последствия признания арбитражного решения недействительным. Конвенция применима как к арбитражу аd hoc, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбирательство, имеют местонахождение на территории разных договаривающихся гос-в.

Несколько важных правил для международного коммерческого арбитража закреплено в Конвенции: 1) при рассмотрении дела арбитрами могут быть не только граждане страны, где спор рассматривается, но и иност-е граждане; 2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юр лицам публичного права», также передавать свои споры на арбитражное разбирательство; 3) установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с коллизионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; наконец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников».

Был создан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Он разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1985 г. и рекомендован гос-вам в качестве модели соответствующего нац-ого закона.

Типовой закон не является международным договором и, следовательно, не обладает обязательной юридической силой. Единообразие будет достигаться в процессе принятия национальных законов, основанных на одинаковых, одобренных мировым сообществом правилах, сформулированных в Типовом законе. Многие страны уже приняли соответствующие законы, включая РФ и восточноевропейские страны.

В области международного коммерческого арбитража действует несколько региональных международных договоров. Один из них —Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная в Москве 26 мая 1972 г. странами —членами СЭВ (Московская конвенция). Статья 1 устанавливает обязательное рассмотрение споров между хозяйственными организациями стран —участниц Конвенции в арбитражном порядке с исключением подсудности таких споров гос-венным судам. Это расходится с основополагающим принципом международного коммерческого арбитража о добровольности арбитражного разбирательства: обязательной предпосылкой такого разбирательства является наличие соглашения сторон о передаче спора в арбитраж.

Правило об обязательности арбитражного рассмотрения сочетается с правилом об обязательной подсудности: компетентным арбитражным судом является суд при торговой палате страны-ответчика. И это положение расходится с общепринятой практикой, согласно которой стороны вольны в выборе арбитражного суда для передачи ему своего спора.

К региональным международным соглашениям в области арбитража относятся Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже, заключенная в Панаме 30 января 1975 г., Арабская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1987 г.

Таким образом, рассмотренные международные документы осуществляют ощутимую поддержку международному коммерческому арбитражу; их цель —создание нац-ого арбитражного законодательства, определяющего юрисдикцию арбитража и процедуру разбирательства.

Важным направлением международно-правового регулирования коммерческого арбитража является создание правовой основы для признания и исполнения решений, вынесенных арбитражем на территории одного гос-ва, на территории другого гос-ва.

Еще одним направлением сотрудничества гос-в в рассматриваемой области является создание специализированных международных арбитражных центров для разрешения определенных видов коммерческих споров, представляющих повышенный интерес для развития международных торгово-экономических отношений. В частности, на основе Конвенции о разрешении инвест-х споров между гос-вами и лицами иных гос-в был учрежден Международный центр по разрешению инвест-х споров (МЦРИС). РФ подписала ее, но пока не ратифицировала.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме.

Наличие арбитражного соглашения исключает компетенцию гос-венных судов, как общих, так и арбитражных. Если несмотря на наличие арбитражного соглашения подан иск в гос-венный суд, то он обязан прекратить производство и направить стороны в согласованный ими арбитраж.

Арбитражный суд прекращает рассмотрение спора, если любая сторона заявит возражение о рассмотрении дела в арбитражном суде, ссылаясь на соглашение. Арбитраж не примет такое возражение, если посчитает, что соглашение о третейском разбирательстве недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Фактором, обусловливающим юрисдикцию международного коммерческого суда, является его компетенция; при наличии арбитражного соглашения арбитраж примет к рассмотрению не всякий спор, а только такой, который охватывается категориями споров, составляющих его компетенцию.

Компетенция МАК носит более узкий, специальный характер. Она так же, как и МКАС, полномочна рассматривать при наличии соглашения сторон споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, но не любых, а возникших только из торгового мореплавания. Она полномочна разрешать споры между российскими и иностранными субъектами, споры только между российскими субъектами и споры только между иностранными субъектами.

Арбитражное разбирательство. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, носит диспозитивный характер: они применяются только тогда, когда стороны не договорились об ином. Автономия воли сторон является решающей при: формировании состава арбитражного суда для рассмотрения спора; определении процедуры ведения разбирательства, спора (места, языка, даты начала разбирательства и др).

Закон устанавливает требования, которым в обязательном порядке должны отвечать арбитры: беспристрастность, независимость и уровень квалификации, обусловленный соглашением сторон.

Другие императивные предписания направлены на обеспечение равноправия сторон в процессе. К сторонам должно быть равное отношение и каждой стороне должны быть представлены все возможности для изложения своей позиции.

Во всех остальных случаях процедура арбитражного разбирательства может определяться соглашением сторон. Если стороны не договорились о передаче своего спора единоличному арбитру, то формируется арбитраж в составе трех арбитров. Каждая сторона назначает своего арбитра, а назначенные таким образом два арбитра выбирают третьего в качестве председателя состава арбитража (суперарбитра). Для облегчения поиска сторонами арбитров ТПП РФ утверждает список арбитров сроком на пять лет.

Арбитраж проводит устное слушание дела. Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, не препятствует разбирательству и вынесению решения, за исключением случая, когда неявившаяся сторона ходатайствует в письменной форме об отложении слушания дела по уважительной причине. Обеспечивается сохранение коммерческой тайны.

Расходы, связанные с арбитражным разбирательством, несут стороны.

Решения международного коммерческого арбитража. Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении разбирательства. Постановление о прекращении выносится в трех случаях: когда истец отказывается от своих требований, когда стороны договорились о прекращении производства и когда арбитры придут к выводу, что продолжение разбирательства стало ненужным или невозможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: