Поведенческий подход в управлении. Теории «Х» и «У» Д. МакГрегора

Поведенческий подход (бихевиористский) связан с использованием знаний в области природы поведения людей в организации для максимального использования потенциала персонала, повышения эффективности его деятельности.

Поведенческий подход в управлении представлен в научной дисциплине «Организационное поведение».

Представители поведенческого подхода в управлении: Абрахам Маслоу, Честер Бернард, Дэвид МакГрегор, Ренсис Лайкерт, Дэвид МакКлелланд и многие др.

Теории х и у Д.МакГрегора

Положения теории х Человек обладает врожденной неприязней к труду и по возможности его избегает Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, менеджеры обязаны принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, использовать наказания к нерадивым. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, но не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и боле всего ценит безопасность
Положения «у» Физические и умственные усилия инвалидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду человека ошибочны. Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения инвалидов к труду. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль…. В определенных условиях средний инвалид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства… Большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобразительности и мастерства. В условиях современной … жизни интеллектуальный потенциал человека используется далеко не полностью.

Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

21) Поведенческий подход в управлении. Эволюция представлений по поводу обобщенной модели поведения человека в организации.

1900 ---- 1970г. – настоящее время








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: