Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
В ст.82, 103 НК РФ определены основные принципы осуществления налогового контрол я, согласно которым в ходе налогового контроля не допускаются:
· причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении
· сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов
· нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
|
|
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
· налоговые проверки;
· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
· проверки данных учета и отчетности;
· осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
· другие формы.
Существует несколько форм налогового контроля, каждая из которых имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.
Налоговые проверки – это занимающая центральное место форма налогового контроля, обеспечивающая непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.
Учет налогоплательщиков – форма налогового контроля, обеспечивающая формирование единой базы данных (ЕГРН) обо всех подлежащих налоговому контролю объектах посредством постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах, соответственно, по местонахождению организаций, по местонахождению их обособленных подразделений, по месту жительства физических лиц, а также по местонахождению принадлежащего налогоплательщикам налогооблагаемого имущества и транспортных средств.
Виды налоговых проверок:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка
Проводится:
1) по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа;
|
|
2) уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями
3) без какого-либо специального решения руководителя налогового органа
4) срок проведения - в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Если выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведениям, имеющимся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Проверяющий обязан рассмотреть представленные пояснения и документы.
Если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать документы:
1) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы – документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;
2) при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 правомерность применения налоговых вычетов);
3) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.