Механизмы социализации. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо­действовать с другими людьми.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет “низшие психические функции” (НПФ) и “высшие” (ВПФ). Низшие психические функции (нагляд­но-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоцио­нальная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо спе­циальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ре­бенка со знаками, универсальным выражением которых являет­ся слово. Знак – это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Например, слово “окно” замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. “расшифровывает” значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции – это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Таким образом, понятия “развитие психики” и “социализа­ция” пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, ли­шенных общения с другими людьми, например Маугли), и со­циальное развитие высших психических функций (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий “социализация”,
“социальное развитие психики” и “развитие психики”

Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регулято­ры (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, “прививаемые” в школе ребен­ку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько рефе­рентных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в межличностном пространстве чело­века, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Межличностное пространство – дистанция общения, субъективный пространственный критерий эмоцио­нальной близости людей.

Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что че­ловек задумается, будет “переживать”, рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблемы. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация начинается с воздействий на индивида, посколь­ку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздейст­вовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М. Бахтин, В. Столин), реф­лексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но мо­гут составлять основу развития личности.

Таким образом, соотношение понятий “социализация” и “раз­витие личности” может быть представлено так же, как и соотно­шение понятий “социализация” и “развитие психики” (рис. 2). При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психи­ки основано на процессах созревания, биологических законах “раз­вертывания” программ поведения, а развитие личности вне со­циальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социа­лизации.

Рис. 2. Соотношение понятий “социализация’’,
“развитие психики” и “развитие личности”

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориента­ции социальной среды, в которой он функционирует. Социа­лизацию можно рассматри­вать как тройственный процесс адап­тации, развития личности и отказ от наивных детских представ­лений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включа­ет ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с дру­гом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на лич­ность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является куль­тура (Смелзнер, 1994. С. 101).

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое­ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения форми­руются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус­тойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Существует несколько социально-психологических механиз­мов социализации:

1) идентификация – отождествление индивида с некото­рыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнооб­разные нормы, отношения и формы поведения, которые свойст­венны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психи­ческих особенностей и поведения, характерных для представи­телей определенного пола;

2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение – воздействие на поведение и психику чело­века, предполагающее некритическое восприятие им особенно­стей информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (“фа­силитация” означает “облегчение”);

5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Немов, 1994).

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации – такие, как:

1) имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первый механизм является позитивным; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение (Смелзнер, 1994. С. 119-120).

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружаю­щий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и со­вместной деятельности.

В западной психологии проблема социализации разрабатыва­ется преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу социализация – это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального ин­дивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межлично­стного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

С позиций отечественной психологии, социализация характери­зуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего, в резуль­тате обучения и вос­питания), сферы деятельности и общения индивида и как процесс становле­­ния его личности, включая са­мосознание и активную жизненную позицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: