Происхождение языка: проблемы и концепции.
Гипотезы происхождения языка: 1)Теистические (божественно-мифологические)
2)Атеистические (социально-биологические)
Язык дан человеку высшей силой.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), основоположник общего языкознания и философии языка:
язык – результат стихийной деятельности человеческого духа, внутренней потребности человечества, он заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил. Народ создает свой язык как орудие человеческой деятельности.
Появление языка связано с эволюцией человека, его анатомо-физиологическим или социальным развитием.
-Звукоподражательная теория: язык возник из стремления человека подражать звукам окружающего мира. Древнегреческие стоики (3 в. до н.э.).Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).
- Междометная теория: слово возникло как выражение индивидуальных душевных состояний человека. Эпикурейцы (3 в. до н.э.).
Иоганн Гердер (1744-1803): теория рефлексий.
Хейман Штейнталь (1823-1899): ономатопоэтическая теория. Теория жестов.
|
|
Вильгельм Вундт (1832-1920).
- Теория трудовых выкриков: язык возник из инстинктивных трудовых выкриков, сопровождающих труд. Карл Бюхер (1847-1930).
- Теория социального (общественного договора): язык был сознательно изобретен людьми для общения. Жан-Жан Руссо (1712-1778).
- Трудовая теория: возникновение языка связано как с анатомо-физиологическими, так и с социальными факторами в эволюции человека. Фридрих Энгельс (1820-1895).
Теории моно- и полигенеза.
Моноцентрическая теория: звуковой язык появился вместе с появлением в результате единичной мутации вида Homo Sapiens в Центральной или Южной Африке около 100 тыс. лет назад, откуда он около 30 тыс. лет назад распространился по Западной Евразии.
Полицентрическая теория: язык почти одновременно появился в разных точках земного шара (экваториальный пояс Земли).
Определение тождества/отдельности языковых образований: критерии и результаты.
Ситуация 1 – языковые образования А и В – сосуществуют в границах одного языка: это диалекты одного языка, если статус А и В оценивается одинаково; если статус А выше, чем В, то А является наддиалектной (литературной) формой языка (и наоборот).
Ситуация 2 – А и В – близкородственные языки (тюркские, чешский и словацкий, датский и норвежский, финский и эстонский).
Ситуация 3 – А и В – сильно отдалившиеся друг от друга диалекты одного языка (северный и южный диалекты Китая, нижнесаксонские и баварские диалекты немецкого).
Ситуация 4 – А и В – разные и неблизкородственные языки или диалекты разных языков.
Под самостоятельным языковым образованием понимают разные языки, под тождественным язык образованием - разновидности одного и того ж языка. Ныне существует 2,5 - 6,7 тыс. языков.
|
|
Точное количество определить сложно: 1) т.к. существуют еще не дешифрированные памятники письменности, а также язов изолированно живущих племен =>не ставших вследствие этого объектом лингвистич изучения. 2) Степень жизнеспособности язык образования. 3) Сложность разграничения яза и диалекта.
По степени жизнеспособности язы делят на: Больные - язык с ограниченной официальной сферой употребления и юридическим статусом. Умирающие - яз, на кот не говорит младш поколение (индийск). Мертвые - на них не говорят. Состояние язык образования можно считать безопасным (здоровым), на кот говорит не менее 1 млн. чел. и кот имеет юрид статус гос-го.
Вопрос о разграничении яза и диалекта- вечный вопрос линг-ки. Критерии разграничения языков: 1) временной 2) структурно-лингвистический (внутр) 3) соц-лингвистич (внеш). Моррис Свадеш (амер.иссл-ль) предлагает считать разными язами те образ-я, кот разошлись в своем развитии не менее, чем 500 лет назад.
Школа Яконтова включ 2 критерия: 1) временной, 2) структурно-лингвистич-понимают ли носители друг друга. Бол-во исслед-й считает наиболее надежным критерий язык самосознания, т.е. представление говорящих о том, на каком язе они говорят.