В новой редакции проекта удалось решить следующие принципиально важные вопросы:
введена типологизация муниципальных образований с разделением их на три типа: поселения, муниципальные районы и городские округа, совмещающие в себе функции поселений и муниципальных районов;
разделены понятия «вопросы местного значения» и «полномочия» (в действующей редакции закона они были смешаны); достаточно четко сформулированы и конкретизированы предметы ведения по типам муниципальных образований и установлен единый для всех муниципальных образований перечень полномочий;
разработаны реальные механизмы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, вследствие чего отпадает необходимость в принятии по данному вопросу отдельного федерального закона;
существенно расширены гарантии прав населения на участие в местном самоуправлении, в т. ч. укреплена правовая база территориального общественного самоуправления, введен механизм обязательных публичных слушаний и др.;
|
|
расширен перечень обязательных органов местного самоуправления, в него включены главы муниципальных образований (в действующей редакции закона эта должность не является обязательной), местные администрации (в действующей редакции упоминания о них вообще нет), а также муниципальные контрольные органы;
установлен порядок, согласно которому органы местного самоуправления полностью самостоятельно устанавливают в пределах имеющихся средств размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, другие нормативы и нормы планирования и финансирования расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения;
вводятся единые по стране и устанавливаемые федеральным законом на постоянной основе нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и одновременно устанавливается принципиально новый механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в расчете на одного жителя. Это на порядок снижает возможность произвола со стороны субъектов РФ. Поскольку при данной схеме в отдельных муниципальных образованиях может оказаться уровень бюджетной обеспеченности, многократно превышающий средний по субъекту РФ, введен механизм обратных трансфертов, сохраняющий заинтересованность таких муниципальных образований в наращивании своего налогового потенциала;
вводятся новые формы межмуниципального сотрудничества, в частности, разрешено создание межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций;
узаконено существование региональных ассоциаций (советов) муниципальных образований и Конгресса муниципальных образований РФ как официально провозглашенного единого общероссийского объединения муниципальных образований.
|
|
Реализация данных положений явится крупным шагом, кардинально улучшающим ситуацию в местном самоуправлении, повышающим его самостоятельность (в т. ч. финансовую) и ответственность за состояние дел на местах.
Но наиболее спорной новацией проекта оказалось изменение территориальной организации местного самоуправления, при котором возникает множество новых поселенческих муниципальных образований, не имеющих надлежащего кадрового, инфраструктурного и финансового обеспечения.