Важнейшие новации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

В новой редакции проекта удалось решить следующие принципиально важные вопросы:

введена типологизация муниципальных образований с разделением их на три типа: поселения, муниципальные районы и городские округа, совмещающие в себе функции поселений и муниципальных районов;

разделены понятия «вопросы местного значения» и «полномочия» (в действующей редакции закона они были смешаны); достаточно четко сформулированы и конкретизированы предметы ведения по типам муниципальных образований и установлен единый для всех муниципальных образований перечень полномочий;

разработаны реальные механизмы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, вследствие чего отпадает необходимость в принятии по данному вопросу отдельного федерального закона;

существенно расширены гарантии прав населения на участие в местном самоуправлении, в т. ч. укреплена правовая база территориального общественного самоуправления, введен механизм обязательных публичных слушаний и др.;

расширен перечень обязательных органов местного самоуправления, в него включены главы муниципальных образований (в действующей редакции закона эта должность не является обязательной), местные администрации (в действующей редакции упоминания о них вообще нет), а также муниципальные контрольные органы;

установлен порядок, согласно которому органы местного самоуправления полностью самостоятельно устанавливают в пределах имеющихся средств размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, другие нормативы и нормы планирования и финансирования расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения;

вводятся единые по стране и устанавливаемые федеральным законом на постоянной основе нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и одновременно устанавливается принципиально новый механизм выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в расчете на одного жителя. Это на порядок снижает возможность произвола со стороны субъектов РФ. Поскольку при данной схеме в отдельных муниципальных образованиях может оказаться уровень бюджетной обеспеченности, многократно превышающий средний по субъекту РФ, введен механизм обратных трансфертов, сохраняющий заинтересованность таких муниципальных образований в наращивании своего налогового потенциала;

вводятся новые формы межмуниципального сотрудничества, в частности, разрешено создание межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций;

узаконено существование региональных ассоциаций (советов) муниципальных образований и Конгресса муниципальных образований РФ как официально провозглашенного единого общероссийского объединения муниципальных образований.

Реализация данных положений явится крупным шагом, кардинально улучшающим ситуацию в местном самоуправлении, повышающим его самостоятельность (в т. ч. финансовую) и ответственность за состояние дел на местах.

Но наиболее спорной новацией проекта оказалось изменение территориальной организации местного самоуправления, при котором возникает множество новых поселенческих муниципальных образований, не имеющих надлежащего кадрового, инфраструктурного и финансового обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: