Вопрос №20. Общие методы и средства воспитания

Общие методы и средства воспитания. Их классификация и характеристика

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Классификация методов обучения помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Методы формирования сознания

В литературе употребляется синонимичное название – ме­то­ды убе­ж­де­ния. Они глав­ным об­ра­зом об­ра­ще­ны к соз­на­нию лич­но­сти. Их функ­ции: фор­ми­ро­ва­ние зна­ний о мо­ра­ли, тру­де, об­ще­нии и пр. в соз­на­нии школь­ни­ков, фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ний, по­ня­тий, от­но­ше­ний, цен­но­стей, взгля­дов; обоб­ще­ние, ана­лиз соб­ст­вен­но­го опы­та школь­ни­ков, транс­фор­ма­ция об­ще­ст­вен­ных цен­но­стей, норм, ус­та­но­вок в ин­ди­ви­ду­аль­ные. Ос­нов­ной ин­ст­ру­мент, ис­точ­ник ме­то­дов убе­ж­де­ния – сло­во, со­об­ще­ние и об­су­ж­де­ние ин­фор­ма­ции. Это не толь­ко сло­во взрос­ло­го, но и су­ж­де­ния уча­щих­ся. Сло­во ав­то­ри­тет­но­го учи­те­ля бы­ва­ет силь­ным ме­то­дом воз­дей­ст­вия на умы и чув­ст­ва школь­ни­ков, но это тре­бу­ет вы­со­кой куль­ту­ры и про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва. К этой груп­пе ме­то­дов от­но­сят­ся бе­се­да, лек­ция, рас­сказ, объ­яс­не­ние, дис­пут, при­мер, вну­ше­ние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: