Сущность процесса воспитания. Современные подходы к воспитанию

Личность человека формируется под влиянием различных факторов, одним из важных из них является воспитание.

В науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». С позиции психологии воспитание - процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей во внутренний, психический план личности: в ее убеждения, установки, поведение.

В настоящее время в педагогике существует более 30 моделей, концептуальных подходов воспитания, представленных такими авторами как В.Г. Бочарова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, В.М. Коротов, А.В. Мудрик и др. У исследователей воспитание, как правило, рассматривается как общественное явление, как педагогическое явление, как воспитательный процесс.

Как общественное явление воспитаниехарактеризуется особенностями генезиса, своеобразием соответствующего этапа общественно-исторического развития общества. Оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, религия, мораль. «Воспитание как общественное явление - это передача накопленного опыта от одного поколения к другому»[21]. «Воспитание как педагогическое явление - это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок»[22]. Многие концепции рассматривают воспитание как процесс управления, организации воспитательного воздействия, формирования. Большое внимание при этом уделяется созданию благоприятных для этого условий, к которым относят воспитательную среду, личность воспитателя и т.д.

Мы за основу берем определение воспитания П.И. Пидкасистого, считаем, что здесь гармонично отражены позиции педагога и учащихся, суть их взаимодействия, задачи времени. С точки зрения П.И. Пидкасистого процесс воспитания - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Авторским коллективом в составе Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, И.А. Зимней был проведен анализ существующих концептуальных подходов и концепций воспитания. Этот анализ свидетельствует, что большинство авторов определяют задачи воспитания как «воспитаниесовременного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности»[23].

Процесс воспитания наполнен содержанием. В основе определения содержания воспитания лежат идеи: реализм цели воспитания; совместная деятельность детей и взрослых; культура жизненного самоопределения ребенка; личностная направленность воспитания; опора в воспитании на детский интерес, чувство товарищества, романтику, стремление к творчеству; коллективистская направленность.

Суть воспитательного процесса - сформировать в ребенке умение реализовать себя в трех главных ролях в жизни: гражданина, работника, семьянина. Содержание включает в себя формирование ценностных отношений, семейных отношений, культуры общения, жизненного самоопределения, а также интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он целенаправленный (цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику); многофакторный (на него воздействуют и в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием сложность данного процесса); длительный и непрерывный (результат системы работы, подчиненной одной цели, переходящий в самовоспитание); комплексный (единство цели, задач, содержания, форм и методов); носит двусторонний характер (заключает в себе связь, идущую в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю). Процесс воспитания - это последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделяются следующие этапы: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов.

Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее традиционными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т.д.

В настоящее время в России нет единой концепции воспитания. Разработаны подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы. Закон «Об образовании» (1996) свидетельствует о ряде элементов, которые составляют основы современной государственной политики воспитания. Ее цель - стимулирование саморазвития личности. Базовое образование и культура личности определены как основа для ее дальнейшего развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Акцент в данном подходе делается на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободе и стимулировании деятельности детей, самоорганизации и развитии интересов[24].

Подробная информация по данной проблеме содержится в книгах:

& Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.А. Селивановой. - М., 1998.

& Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: