Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика

Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми, последние более многочисленны и разнообразны.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

· индивидуальные, - беседы, занятия воспитателя с одним ребенком;

· групповые, - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

· массовые, - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

Н.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

· словесные, - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

· практические, - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и другие;

· наглядные, - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее.

Современный исследователь (В.С.Селиванов) предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1. формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.

2. познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.

3. развлекательные формы – утренники и вечера, «капустники», игры и др.

Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. В этом случае в основу типологизации форм воспитательной работы будут положены такие средства: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно: вряд ли нужно устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.

Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы; вот таким может быть типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела:

· определение темы, задач, формы мероприятия;

· предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

· планирование, то есть определение содержания и последовательности дел;

· подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа;

· проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;

· анализ и самоанализ педагога.

Средствами воспитания в школе, являются различные виды деятельности явления и предметы культуры, включенные в деятельность, природа, искусство. Ценностно-ориентационная деятельность - это по существу не деятельность, а скорее психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Социально-нравственные проблемы обсуждаются в беседах с учащимися. Усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, а также просто по мере расширения жизненного опыта. Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр. Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое. Досуговая деятельность предполагает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Современные классные руководители, учителя школы организуют и проводят следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены святками, масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки в основном летом; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурс стенгазет и праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Классный час как форма воспитания имеет по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное обычно в расписание уроков. В это время классный руководитель должен проводить беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и другое. Второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса.

Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании по обсуждению проблем класса может выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: