Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для успешной жизнедеятельности учащихся класса, содействия их разностороннему развитию, духовному становлению, постижению смысла жизни. Исходя из этого, классный руководитель выполняет аналитическую, прогностическую, организационно-координирующую и коммуникативную функции.
Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: Ориентируясь на эту основную задачу, пути решения которой намечены в Концепции учащейся молодежи, классный руководитель выполняет работу следующего содержания: общественно-максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.
· осуществляет изучение личности школьника, его склонностей и интересов; — создает благоприятную микросферу и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе (группе); — направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника;
· содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания
· координирует деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся, осуществляет помощь отдельным детям в учебной деятельности;
· направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника;
· содействует получению дополнительного образования каждым учеником через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства; взаимодействует с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку
· организует воспитывающую деятельность в классе, в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива;
· заботится о здоровье и безопасности вверенных ему детей; участвует в диспансеризации учащихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
· работает в тесном контакте с родителями учащихся; изучает воспитательные возможности семьи; ведет дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с учащимися класса и их родителями; организует совместную деятельность школьников и родителей, ведет работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры;
· ведет документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы (наряду с общепринятыми классными журналами, многовариантными планами работы классных руководителей по решению педагогического совета могут использоваться авторские программы и как обязательные рабочие дневники, тетради наблюдений и другие документы, если это педагогически целесообразно).
Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:
1. аналитико-прогностическая;
2. организационно - координирующая;
3. коммуникативная;
4. предупредительно - профилактическая;
5. охранно-защитная;
6. коррекционная.
Аналитическая функция 1. Получение и обработка информации о каждом ученике, его психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах.
2. Изучение и анализ развития личности ребенка и ученического коллектива.
3. Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.
4. Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, работающего с классом.
5. Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса.