Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория и способы классификации и систематизации элементов сложных областей действительности, имеющих иерархическое строение. Таксономия педагогических целей – классификация совокупности педагогических целей, внутри которой выделяют категории и уровни целей, т.е. выстроена их иерархия. Пользуется известностью таксономия целей обучения американского педагога и психолога Б.С. Блума. Он выделил следующие категории целей: цели, связанные с овладением знаниями; среди них:
· знание терминологии, направлений и последовательности развития, критериев, методологии, основных абстракций, принципов генерализации, теорий и структур и др;
· цели, связанные с пониманием, включают трансляцию, интериоризацию, экстраполяцию;
· цели связанные с синтезом, включают создание цельного сообщения, плана или предложения множества операций, дедукцию множества абстрактных отношений;
· цели, заключенные в оценках, производимых на основе внутренних доказательств и внешних критериев
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание,применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).
|
|
·В основу отечественных разработок положен уровневый системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности. Однако сегодня еще нет отечественных разработок уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента. Здесь возникают следующие трудности:
- предлагаемые уровни усвоения учебного материала должны однозначно восприниматься педагогическим сообществом;
- необходимо, чтобы они позволяли получить взаимнооднозначное соответствие сложности конкретного задания и уровня усвоения представленного доминирующего элемента содержания;
- сложно получить полное покрытие всех возможных знаний и способов деятельности.
Таблица 1.
Б. Блум, Д. Кратволь Психомоторная област Активная эмоционально-ценностная область Когнитивная, познавательная область | О.Е. Лебедев Развитие знаний Развитие умений и навыков Развитие системы отношений | И. Я. Лернер Опыт осуществления способов деятельности Знания о природе, обществе, технике, Эмоционально-чувственный опыт |
В.А. Хуторской рекомендует изучать цели учеников и с учетом их формировать приоритетные цели обучения. Он выделяет следующие группы целей:
|
|
· личностные цели - осмысление путей образования, приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности, реализация своих индивидуальных способностей;
· предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов по изучаемой теме, выработка умений пользоваться простейшими приборами, решение типовых или творческих задач по теме;
· креативные цели – составление сборника задач, сочинений, техническое моделирование, рисование картин;
· когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками, постановка эксперимента, проведение объектов;
оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умением ставить перед собой цели, планировать деятельность, развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.