- Этап оценки эффективности обучения является завершающим в цикле обучения. Эффективность обучения определяется тем, достиг ли он заявленных целей и задач. После обучения участников нужно попросить заполнить анкету обратной связи.
- Например, один из вариантов оценочных листов для сотрудников включает следующие вопросы:
- достигла ли программа заявленных целей;
- будут ли применять полученные знания в работе и какие;
- насколько полным и понятным было содержание обучения;
- как оцениваете работу тренера;
- каковы сильные и слабые стороны программы?
- Метод анкетирования или обратной связи является самым распространенным и широко применимым.
- Для того чтобы выявить, как новые навыки применяются, можно через некоторое время после обучения попросить участников заполнить еще один вопросник:
- Какие навыки удалось применить на рабочем месте?
- Какие инструменты и методики считаете полезными?
- О чем можно рассказать коллегам как о главном открытии обучения?
- Помимо сотрудников оценочный лист должен заполнить и линейный менеджер, с подачи которого формировался заказ на обучение. Ему необходимо ответить на следующие вопросы:
- изменилось ли что-нибудь в работе подчиненного, что именно;
- получили ли сотрудники заявленные знания и навыки и смогли ли их применить;
- если нет, то почему;
- как изменились результаты бизнеса?
- Чтобы обучение было эффективным, требуется выполнение следующих условий:
- Ориентироваться на оценку эффективности работы сотрудников на их рабочих местах до и после обучения.
- Разрабатывать короткие курсы, которые закрепляют новые знания.
- Если проводить такую оценку регулярно, то она позволит понять тенденции и динамику изменения ситуации на предприятии. Затем проводить ситуативный анализ, т.е. постановку следующей цели и определение того, каких знаний недостает сотрудникам на данный момент. Эти этапы повторяются на предприятии из года в год. Такая система позволяет повышать квалификацию персонала, дает возможность избегать ненужных расходов.
- Затраты на обучение персонала можно рассчитать с учетом потенциальных преимуществ (рис. 7.6).
-
- Рис. 7.6. Стоимостная оценка эффективности обучения персонала
-
- Рассмотрим пример: компания проводила в учебном центре обучение сотрудников. Цена одного курса 26 ООО руб. — оплата тьютера, затраты на подготовку помещения, аренда и т.д. Заработная плата сотрудника в компании — около 200 руб./ч. Длительность обучения — 16 ч. Стоимость обучения сотрудников можно рассчитать по формуле
- So- (R■ t)+ Цк. (7.1)
- где So— стоимость обучения, руб.; R— заработная плата сотрудника, руб.; t— объем курса (в часах); Цк — цена курса, руб.
- Отсюда
- So= 200 • 16 + 26 ООО - 29 200 руб.
- В часы, занятые обучением, работники не производят материальных ценностей, следовательно, компания несет двойные потери: недополучает прибыль вследствие отвлечения от работы и затрачивает средства на обучение.
- Оценка эффективности обучения
- В ОАО «Ростелеком» оценка эффективности обучения является одним из важных этапов обучения персонала.
- Оценка эффективности является инструментом контроля:
- над эффективностью используемых форм и способов обучения;
- правильностью выявления потребности в обучении;
- своевременностью проведения обучения;
- общей результативностью мероприятий по обучению и развитию персонала;
- эффективностью финансовых вложений в обучение и развитие персонала;
- измерением влияния человеческого фактора на бизнес- результаты компании;
- повышением «прозрачности» и управляемости организации обучения.
- С помощью критериев оценки обучения можно определить эффективность различных способов оценки (табл. 7.2).
- Таблица 7.2
- Способы оценки результатов обучения и их эффективность
Оцени ваемый критерий | Содержание | Способы оценки |
1. Степень удовлетворенности участника обучения | полезностью обучения; программой и преподавателем; подготовкой администрированием обучения | Анкетирование/интервьюирование участника обучения. Интервьюирование линейного руководителя участника обучения на предмет удовлетворенности последнего пройденным обучением |
2. Степень усвоения учебного материала | Изменение знаний, навыков, установок и мотивации участника обучения | Анкетирование самооценки знаний, навыков, установок, мотивов участником обучения. Анкетирование/интервьюирование тренера/преподавателя (отчет). Контрольные упражнения (специально разработанные тесты, опросники и задания, позволяющие качественно измерить изменения) |
Оцени ваемый критерий | Содержание | Способы оценки |
3. Динамика изменения рабочего поведения участника обучения, в том числе его компетенций | Изменение рабочего поведения и компетенций участника обучения. Комплексное применение на практике полученных на тренинге знаний и навыков | Наблюдение тренера- консультанта за работой участника обучения. Регулярная оценка (аттестация). Оценка методом 360° |
4. Динамика изменения результатов деятельности участника обучения | Изменение результатов достижения индивидуальных целей участника обучения, бизнес показателей группы и структурного подразделения в целом после проведенного обучения | Оценка индивидуальных результатов. Оценка результатов подразделения |
5. Динамика изменения результатов деятельности компании и финансовый эффект от обучения | Эффективность от вложения инвестиций в обучение | Эффективность: доход от программы — затраты на программу |
-
- После анализа результатов обучения любым из перечисленных способов сотрудник по работе с персоналом ОАО «Ростелеком» выявляет лучший и при необходимости готовит предложения по совершенствованию обучения.
7.2. Становление и развитие деловой карьеры
7.2.1. Понятие и виды деловой карьеры (есть информация в папке КОПР)
Деловая карьера — поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по выбранному пути деятельности, достижение известности, высокого уровня благосостояния. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Иначе говоря, деловая карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение человека, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.
Классификация видов деловой карьеры показывает варианты служебно-профессионального продвижения персонала в организации (рис. 7.7).
Рис. 7.7.