Компоненты педагогической культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обра­тимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры.

КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность.

Культура не только совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, пере­росшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в со­циальных институтах в виде образования.

Носителем культуры является как общ­ность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т. е. совокупность достижений, а на второй — процессуаль­ный, т. е. высокое развитие умений, способ организации деятельности.

Культура представляет собой нормативные требования к любому виду дея­тельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство челове­ка, выполняет функции культурного наследования, социализации личности, управ­ления процессами ее становления и развития.

Показателями культуры профессионала можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоцио­нальной восприимчивости.

В научно-методической литературе существует несколько подходов в опреде­лении «педагогическая культура». Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях.

На ЖИТЕЙСКОМ уровне педагогическая культура понимается как нечто задан­ное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании по­ведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, пе­дагогической техникой или тактом.

На ТЕОРЕТИЧЕСКОМ уровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она:

- объединяет историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог
передает этот опыт через предъявление воспитанникам определенной суммы ценно­стных ориентиров и отношений;

- является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений;

- представляет область человеческих знаний и находит свое выражение в пе­дагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности;

- является способом отражения педагогом объективных потребностей обще­ства.

Педагогическая культура — это сложноорганизованная система, обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия.

Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитатель­но-образовательных возможностях.

Педагогическая культура тесно связана с понятием «профессиональная куль­тура педагога», но вместе с тем им не исчерпывается, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но и все члены общества. Поэтому по своему содержанию понятие «педагогическая культура» шире понятия «профессиональная культура педагога».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА представ­ляет собой часть культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека: с одной стороны, это особая подсистема, особый вид культуры, с другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая их с системой социального наследования и реализуясь во всех формах трансляции социального опыта, а потому не может быть закрытой.

Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит ми­ровой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соот­ветствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадиг­мы. Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры.

Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ определяется способами:

- сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших;

- межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной куль­туры;

- формирования общечеловеческих и педагогических ценностей:

- обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практи­ческих знаний.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ включает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания обществен­ной жизни и педагогической практики.

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ состоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогиче­ской позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными дос­тижениями в творчестве.

Личностная направленность влияет на реализацию гуманистических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в ка­честве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная Деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся.

К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавате­ля можно отнести:

- гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способ­ность быть воспитателем;

- психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;

- образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с со­держанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность;

- опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обос­новать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;

- культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию.

Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массо­вый и некомпетентный.

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ, или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие педагога в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте.

МАССОВЫЙ УРОВЕНЬ, или непрофессионально-репродуктивный, определяется нежеланием педагога совершенствовать свое профессиональное мастерство на фоне нескольких «не»: ОН не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств; не опирается на профессиональные знания, умения; не ведет творческий поиск; не испытывает потребности в самообразовании и самовоспитании.

НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ проявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская).

Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какой термин характеризуется как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность? __________________(культура).

2. Из каких совокупных показателей состоит культура?______________ (совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности).

3. Культура, представляющая собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непо­средственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому называется ____________(педагогическая культура).

4. Что является показателями профессиональной культуры педагога? _______________ (широта кругозора, и направленность личности, степень социальной активности, характер эмоцио­нальной восприимчивости).

5. Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях, раскройте их.

6. Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях, представьте их.

7. Выделите уровни педагогической культуры.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА ПЕДАГОГА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида педагога.

- Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).

- Способы организации внешнего вида учителя.

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы.

При выполнении упражнений важно осмыслить функциональную роль внешнего вида учителя: показатель уровня воспитанности, средство обеспечения контакта, эталон культуры внешнего вида современного человека, показатель психического состояния учителя.

РАЗМИНКА:

1. Не сойдя со стула, посидите так, как сидят:

- председатель ГЭК;

- пчела на цветке;

- кассир на рабочем месте;

- побитая собака;

- обезьяна, изображая вас;

- кот, имеющий пойти погулять;

- невеста на свадьбе;

- наездница;

- преступник на скамье подсудимых;

- космонавт в скафандре.

2. Походите, как:

- младенец, начавший ходить,

- глубокий старик;

- артист балета;

- горилла:

- Ромео, в ожидании свидания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

УПРАЖНЕНИЕ 1. Контроль осанки.

Соедините обе руки за спиной (сложенные ладони находятся пальцами вниз на нижнем отделе позвоночника). Не разжимая ладони друг от друга, внутренним движением развернуть их вверх по позвоночнику. Сложность выполнения задания указывает на нарушение осанки,

УПРАЖНЕНИЕ 2. Контроль и коррекция осанки.

Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепит мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Упражнение выполняется 1-3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

УПРАЖНЕНИЕ 3. «На колок»

Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3- раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Встать, мысленно соединить кончики плеч и мочки ушей воображаемым шнуром, идти так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Рабочая поза учителя.

Примите характерную для учителей позу на уроке. Ноги поставьте на расстоянии 1-15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные зажимы. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке раскрытая книга. В занятой вами позе сделайте шаг назад, вперед, влево, вправо. Повторите эти движения, но в процессе чтения, импровизированного рассказа.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккуратно, используя минимум целесообразных и естественных движений. Обратите внимание на осанку; снимите напряжение, если оно появилось,

УПРАЖНЕНИЕ 8. Контроль и коррекция походки.

Походка должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семенящее - танцующей походки. Ширина шага должна соответствовать росту, полу человека (женская, мужская; чем выше человек, тем длиннее его шаг). Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, горбиться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой и легкой.

3. МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ. Опираясь на раздаточный материал, выполните следующие задания.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА

1. Осанка - прямая:

- Умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежит на столе;

- Подтянутость, собранность.

2. Одежда:

- аккуратность;

- скромность;

- цветовая гармония;

- соответствие возрасту и моде, условиям занятий и работы;

- чувство меры в украшениях.

3. Грим - умеренность

4. Прическа - аккуратность

5. Мимика:

- выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности:

- взгляд при общении направлен на собеседника;

- эмоциональная выразительность;

- соответствие лица характеру речи, с которой выступают

6. Пантомимика:

- жесты умеренны, ограничены, естественны;

- походка упругая, ритмичная, легкая;

- движения гибкие, размеренные, непринужденные, отсутствие скованности;

- сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности;

- умение бесшумно вставать и садиться.

Формирование умений и навыков организации внешнего вида в заданных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

СИТУАЦИИ:

1. Вход учителя в класс. Приветствие. Представление, знакомство с классом.

2. Вход учителя в класс. Приветствие. Неожиданный стук в дверь. Действуйте, реагируйте.

3. Вход учителя в класс. Приветствие. Начать рассказ так: «Дети, я хочу рассказать вам...» Это может быть рассказ о преподаваемом предмете, об интересном, значимом событии: Задача рассказчика - привлечь внимание учеников к рассказу, установить контакт с аудиторией, продумать организацию своего внешнего вида.

4. Проверка домашнего задания на уроке: отчет ученика у доски; учитель слушает, сидя за рабочим столом, комментирует ответ и мотивирует оценку.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЗАДАННЫХ СИТУАЦИЯХ:

1. Успешное прогнозирование предполагаемых условий общения, работы и рациональное моделирование своего поведения в соответствии с ними.

2. Обеспечение продуктивного общения, взаимодействия с учениками, создание для них оптимального режима работы, усвоения знаний.

3. Самоконтроль поведения, речевого общения, видение и правильная интерпретация реакции учеников на внешний вид, речь учителя; эффективная коррекция своего поведения.

4. Степень интереса и старания проявленных студентами при выполнении учебного задания.

ОСНОВЫ МИМИЧЕСКОЙ И ПАНТОМИМИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

«Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу», - говорит военная пословица. Надо ли говорить, что для учителя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на занятии, выступление перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. «Я твердо убежден», - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность учебной работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка.

Объем словесных воздействий не одинаков в работе разных учителей. И чем он меньше, тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более, что вербальное общение не идентично простой передаче информации. Прежде всего школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен со старшими. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать, если он спорит, если он не согласен с услышанным. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны, а также умение старшего не только говорить, но и слушать.

Способность и готовность не вещать истину, а совместно вырабатывать общую точку зрения, для чего, как минимум необходимо, чтобы собеседник не боялся высказать сомнение, поспорить, надеялся, что его не оборвут, а выслушают до конца, в случае необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме, необходима настоящему педагогу. Наконец, участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга. Это бывает не всегда.

«Наш учитель физики говорит сам с собой», - рассказывает один школьник другому. – «А ваш?» – «Наш тоже, но он думает, что мы его слушаем».

Выражение «речь учителя» (синоним – «педагогическая речь), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога. Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

- продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками.

- Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности.

- Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения.

- Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Устная речь учителя существует в двух разновидностях – в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование правил, законов, развернутые оценочные суждения. Диалогическая речь учителя представлена в беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.

Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи – ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи.

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Публичный характер обобщения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным вниманием учителя, детей, родителей, т.е. действие «на виду», отражается на странности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все эти негативные ощущения непременно выражаются в зажатости мимических и пантомимических мышц тела.

Все это требует знания и умения осуществлять самоконтроль за своим психофизическим состоянием, необходимым для проведения предстоящего занятия. Умение пользоваться своими мимическими и пантомимическим аппаратом – как необходимой составляющей педагогический техники, способно оказать неоценимую услугу в овладении секретами педагогического мастерства.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА ПЕДАГОГА ПАНТОМИМИКА ПЕДАГОГА

Нежелательно Предпочтения учащихся Объяснения с точки зрения представлений учащихся
Зажатость, скованность Подвижность, энергичность, живость педагога Видимо, педагог целеустремлен, неравнодушен к тому, что делает и говорит
Суетливость Спокойная, сдержанная, умеренная и контролируемая жестикуляция Педагог - человек уравновешенный и волевой.
Строевой шаг. Подпрыгивающая или шаркающая походка Ровная походка, плавные движения Солидность, основательность педагога
Напыщенность, неестественность, дисгармоничность Естественность поведения. Соответствие движений темпераменту, возрасту и другим параметрам человека. Соответствие их общим ожиданиям школьников Открытый, целостный человек. Откровенен, не фальшивит, не скрытничает и не рисуется. Он достоин доверия.
Однообразные движения, раскачивание или монотонное хождение по комнате. Характер и ритм движения соответствуют характеру и содержанию остальной деятельности Педагог действительно увлечен делом и общением с воспитанниками, а не занят посторонними вещами

МИМИКА ПЕДАГОГА

Нежелательно Предпочтения учащихся Объяснения с точки зрения представлений учащихся
Скрытное, неопределенное, возможно, таящее неведомые опасности для детей Открытое, ясное, определенное выражение лица. Ясные, выразительные глаза. Прямой и честный взгляд Такое лицо отражает порывы души, доступные пониманию. Педагог ни чего не скрывает
Зажатое или безвольное лицо. Безразличные глаза. Бодрое, раскованное, умеренно-ясное, но в то же время волевое, принципиальное и твердое выражение лица. Энергичный взгляд Здоров, энергичен, смел. Умеет довести сиво до дела, а дело до конца. Возможный лидер
Скучное, «обыкновенное» выражение лица. Пустые суетливые глаза. Осмысленное, обращенное внутрь, одухотворенное и увлеченное выражение лица. Любопытствующие, думающие, проницательные, спокойные, лучистые глаза Уравновешен. Много знает. Напряженно размышляет. Любит думать. Мыслитель. Неординарный человек
Высокомерное лицо. Слащавое выражение лица. Отсутсвующий взгляд. Обращенное к людям, доброжелательное, ласковое, улыбчатое, хотя сдержанное и серьезное лицо. Внимательный, заинтересованный, мягкий, доверчивый и теплый взгляд. Внимателен к окружающим и общителен. Добр. Старается что-либо сделать хорошее окружающим. Основателен, спокоен, открыт. Доверчив. С ним, наверное, приятно общаться

МИМИКА – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему его усвоению.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно – воспитательных задач.

Выражение лица, как и весь внешний облик, должно выражать различные эмоции (уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение и т.д.) в десятках вариантах. Широкий диапазон чувство выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.

Выразительные детали мимики – брови, глаза. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души» (К.С.Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающие глаза»), а также и безжизненной статичности («каменное лицо»).

ЗАДАНИЕ: работа с зеркалами. Для развития ориентировки в сознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Но мы поступим по-другому. Возьмите зеркала в руки.

Давайте представим: 1 - эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, брови чуть приподняты; 2 - эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, брови высоко подняты вверх, взгляд бегающий; 3 - состояние удивления; 4 - состояние грусти; 5 -состояние сожаления; 6 - состояние укоризны и т.д.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой – которую необходимо сознательно развивать. Нужно держать в поле зрения всех учащихся.

ПАНТОМИМИКА – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движение головы, шеи, рук, всего корпуса.

Красивая выразительная осанка учителя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см., одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой.

Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад – вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо. Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Среди жестов (описательных и психологических) гораздо важнее последние (выражающие чувства к учащимся: обращение к учащимся, легкое прикосновение и т.д.) правильная осанка: открытая поза, не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, шаги вперед усиливают значимость сообщения, отступая назад – говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Раскрыть сущность понятий «мимика», «пантомимика» и их роль в педагогической деятельности.

2. Раскройте на примерах критерии высокого уровня владения педагогом пе­дагогической техникой.

3. Дать определение мимики, пантомимики

4. Какую роль играет мимика в педагогической деятельности? (средства
выразительности - глаза, взгляд, улыбка)

5. Какова роль двигательной экспрессии в работе педагога? (средства выразительности
- осанка, походка, жесты)

6. Обобщив полученные сведения, определите, какие умения педагогической техники вам нужно совершенствовать, и наметьте программу действий.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Компоненты пантоми­мики Характеристика
1. Осанка а. Внешняя форма поведения педагога
2. Манера б. Положение, которое занимает педагог во время своей дея­тельности
3. Поза в. Движение рук, всего тела с целью придания большей вы­разительности
4. Жесты г. Манера держать себя (положение стана, корпуса, плеч)

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ РЕЧИ. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼ - ½ части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. О том, каковы требования к речи учителя, мы узнаем из темы сегодняшнего урока (запись темы).

Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим лектором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: «Самое трудное и самое важное в преподавании – заставить себя слушать». Речь есть нечто большее, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь, и вызывают недоверие к педагогу).

Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. «Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы школьникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное» (Сухомлинский В.А.)

К сожалению, речь неопытного педагога (а порой и педагога с опытом), зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется главным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил К.С. Станиславский: «Слово с подмененными буквами представляется мне… человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами… Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед…».

ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЧИ

- Умение убеждать, логическое построение речи.

- Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

- Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

- Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения

- Дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности

- Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность

По мнению признанных мастеров (писателей, общественных деятелей) хорошую (культурную) речь характеризуют такие признаки: (Выдержки о культуре речи)

Правильность речи, т.е. соответствие принятым литературно-языковым нормам.

Так, Д.И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего.

«Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, – требованием смысла» (К. Федин).)

Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушателя.

Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»).

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления. Н.Г. Чернышеквский: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей»).

ПРОСТОТА РЕЧИ, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Л.Н. Толстой: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

БОГАТСТВО РЕЧИ, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. М. Горький: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их»).

СЖАТОСТЬ РЕЧИ, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. М. Горький писал: «Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь»).

ЧИСТОТА РЕЧИ, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»).

ЖИВОСТЬ РЕЧИ, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Л.Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой»).

БЛАГОЗВУЧИЕ, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. А.П. Чехов: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их»).

Некоторые считают, что и голос, и его тембр – только природный дар человека. Конечно, как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают, что художник их изображает кистью. Они «живописуют» с помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта.

Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса и умение говорить, можно коренным образом улучшить. История свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции.

Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она для нас пример в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом, на опыт театральной педагогики, и представляя собой, комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

В российской истории известен архиепископ Новгорода и Великих Лук, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович (1681 – 1736). Это была колоритная фигура ученого-богослова, природного оратора. В его речах, духовных и светских, по свидетельству Н.М. Карамзина, рассеянно было множество цветов красноречия, хотя слог их был нечист и, можно сказать неприятен. Но он всегда говорил искренне, с жарким чувством и вдохновением истинного гения. Слушатели не замечали негладкости языка, и слезы радости на их лицах нередко сопутствовали этим речам.

Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.

Такого рода риторическое мастерство князя А.Д. Меньшикова подчеркивает М.И. Пыляев: «До самой смерти князь сохранял свойственную ему одному художественность повествования. Он не украшал рассказов ни одним отборным словом, ни одною эффектною фразою; ни возвышение голоса, ни жест не шли к нему на помощь. Устремив свои глаза на слушателя, князь спокойным, почти ленивым голосом обставлял, прежде всего, сцену, потом излагал события с такою отчетливостью, что в представлениях слушателя обрисовывалась живая картина, которая так сильно врезывалась в память, что уже никогда не могла быть забыта»).

Владение техникой речи предполагает умение пользоваться дыханием, голосом, дикцией. Все мы знаем, что дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. Фоно - звук).

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное) наиболее правильным считается диафрагмально-реберное. В чем отличие фонационного дыхания от обычного?

Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

ГИГИЕНА ГОЛОСА:

- Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее;

- Вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть мокрой;

- Нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

- Следить за здоровьем верхних дыхательных путей.

Как вы теперь знаете, техническая сторона и выразительность речи, достигается за счет ее умелого использования фонационного дыхания, возможностей артикуляционного и голосового аппарата. Это в свою очередь поможет стать нашей речи более выразительной, живой, обрести умения и навыки интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и уместного использования изобразительных средств языка. Для того, чтобы научиться красиво и умело говорить, необходима кропотливая и длительная тренировка всего голосового аппарата и, конечно, эмоциональной сферы.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Упражнение: лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое - стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук – голос. Особенности голоса педагога – сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр, дикция.

2. Сила – активность работы органов речевого аппарата: проговорить согласные с силой выталкивая звуки - П, К, Х; Г, Б, Д.

3. Полетность – способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость: крикнуть растянуто «А – ле- нуш- ка! «И-ва-нуш-ка», «Э – во- лю –ци-я!».

4. Гибкость, подвижность, диапазон, тембр – умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Чтение стихотворения – с последовательным понижением регистра голоса, выразительно. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строгой индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса может повлиять на изменение его тембра. Экспериментально доказано, что низкие голоса лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Я опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном. Хоть опустился глубоко.

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом

5. Дикция, ритмика (скорость) – четкое произношение звуков, соответствующее фонетической норме данного языка.

Чтение скороговорок:

- У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

- Осип охрип, Архип осип.

- Побежали поросята по росе, потерялись поросята да не все.

- Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

- Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

«НАСОС». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте - вдох, а наклоняясь - выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: с силой выдыхая воздух «фффуу!»

«ВЕЖЛИВЫЙ ПОКЛОН». Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая -медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

«ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ». Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т.п.

«НА ОДНОМ ДЫХАНИИ». Произнесение большого по объему речевого периода «на одном дыхании»? глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст.

«Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный: Робким ничтожным меня справедливо бы все называли, если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный...»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА

«САМОЛЕТ». Изобразите звук взлетающего, летающего и приземляющегося самолета (использование громкости - тихо, громко; высоты звучания - низко, высоко).

«СТОП». Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло, голова, зуб и т.д. Необходимо стонать с помощью различных звуковысотных тонов и громкости.

«ЭХО». Произнесите дважды «Ау!». Первый раз - зовете. Второй - отдаленное эхо.

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«ВЗРЫВАЮ». Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их - П! Пь! Т! Ть! К! Кь!

Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.

«ИМИТАТОР». Займитесь имитированием звуков: стук колес поезда, пулеметная очередь, цокот подков, быстрое звяканье ножниц, падающие капли дождя, чириканье воробья, кваканье лягушки

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ОБРАЗНОСТИ, МЕТАМОРФИЧНОСТИ РЕЧИ.

«ДИКТОВКА». Продиктуйте (медленно, четко артикулируя каждое слово, подчеркивая ясность произнесения окончаний слов, ярко интонируя знаки препинания) текст скороговорки:

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Второй раз диктуйте по - быстрее, а третий раз — еще быстрее. Помните, чем быстрее произносятся слова текста, тем ярче должен звучать интонационный рисунок мысли, тем точнее и четче должна быть дикция.

«РАССКАЗ». Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации, расскажите ребенку о море.

«РИСОВАНИЕ СЛОВАМИ». Для развития умения ярко «рисовать словами», завораживать своей речью полезно такое упражнение: подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля и т.д., постарайтесь при этом находить красивые, образные выражения, использовать метафоры, афоризмы.

МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ:

Каждый из вас - преподаватель литературы, который начинает знакомство учеников с романом Фадеева «Молодая гвардия». Ваш вариант представления.

Варианты вступительного слова педагога:

1. А сейчас, ребята, у нас с вами новая встреча с интересной книгой и ее героями. Она
продолжит начатый с вами разговор о подвиге советских людей в годы Великой
Отечественной войны.(Пауза).

Не торопитесь листать учебник, поднимите головы, я хочу видеть ваши глаза. (Пауза). Сегодня у нас светлый день: мы приступаем к чтению романа Александра ФАДЕЕВА «Молодая гвардия». Я желаю, чтобы эта книга стала для каждого из вас настольной книгой. Пусть это будет книга нашей юности, будем по ней сверять нашу жизнь, учиться мужеству. (Пауза).

Если, читая книгу, вы почувствуете жалость к героям, то не только плачьте, а и думайте, как надо жить, как надо умирать за Родину. (Пауза).

Я знаю, что многие из вас побывали в музее молодогвардейцев в Краснодоне, и заранее попросила ребят подготовить свои рассказы о поездке. Кто готов поделиться с нами своими впечатлениями?

2. Итак, закрыли учебники, отложили их в сторону, сейчас они нам не понадобятся.
Прекратили разговоры. (Пауза). Все слушают меня. (Пауза). Сегодня мы приступаем к новой теме роману Фадеева «Молодая гвардия». Тема посвящена событиям Великой
Отечественной войны, происходящим в оккупированном немцами, Краснодоне. Вы,
наверное, видели кинофильм по роману, знаете с начальных классов имена
молодогвардейцев, некоторые из вас побывали в Краснодоне. Поднимите руки, кто был.
Хорошо, это облегчит мою работу. Сейчас я вам расскажу историю создания романа, а затем мы начнем его читать, дома продолжите чтение.

После представления вступительного слова - анализ коммуникативного и речевого поведения учителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Из каких элементов складывается воздействие речи на слушателей?

2. Назовите признаки культурной речи.

3. Какие компоненты включает в себя техника речи.

4. Какие виды дыхания вам известны?

5. Определите факторы воздействия речи?

6. Назвать признаки речи культурного человека.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:

- Каковы факторы воздействия речи на слушателей?

- Назвать признаки культурной речи

- Какие компоненты включает в себя техника речи

- Каковы факторы воздействия речи

- Основные нарушения речевого дыхания, причины их возникновения

- Понятие фонационного дыхания. Типы дыхания. Диафрагмально-реберное дыхание как наиболее полезный тип дыхания для речевого процесса

- Особенности голоса педагога (сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр, дикция

Овладение секретами педагогической техники подчеркивает вашу индивидуальность, сдержанную силу, большую уверенность в себе. Именно такой педагог – спокойный, приветливый, уверенный - наиболее выразителен как человек, усиливая его воздействующую воспитательную силу. Все эти элементы являются производными от внутреннего состояния человека, и управления ими следует начинать с постижения техники саморегуляции творческого самочувствия человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Подскажите, почему для педагога так важно овладеть техникой саморегуляции?

- Какие характерные особенности поведения можно наблюдать у молодых, начинающих педагогов?

Умение управлять своими эмоциями и поведением нужно не только для разрешения конфликтных ситуаций. Это умение сближает педагогическую деятельность с актерской. Педагогу необходимо знать основы театральной педагогики, чтобы полнее раскрыть секреты творческой деятельности и мастерства.

Педагогу важно знать принципы и законы театрального искусства, в частности систему К.С. Станиславского – актера, режиссера, педагога, реформатора русского сценического искусства, который первым создал педагогическую систему актерского мастерства. Система Станиславского глубоко раскрывает суть творческого процесса, в котором нераздельно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – волевое проявление, характеризующее наличие профессиональных качеств, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение организовывать, контролировать, оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами.

Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него мышечные зажимы, чувство неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т.н. действия на виду, отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом, физическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

О том, как важно научиться справляться со своим внутренним волнением очень ярко выражался К.С. Станиславский: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе от волнения, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть и доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно парализованный; когда зажимы в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы.

Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет поменять мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку».

Способность снять напряжение освобождает от многих проблем в общении. Для педагога это также первостепенная способность.

Итак, все способы основаны на контроле деятельности организма. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как элементарный контроль за соматическими и вегетативными проявлениями эмоций ведет их к самокоррекции. На что можно направить контроль? На тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание и т.п.

Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие:

- воспитание доброжелательности и оптимизма;

- контроль своего поведения (самоконтроль);

- регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания;

- разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор);

- самовнушение

Для этого с помощью специальных формул нужно вызвать ощущения тяжести тепла в конечностях, мышечного расслабления. Затем, внушая себе заданное состояние и воображая соответствующие установки. Это называется аутогенной тренировкой (психическая саморегуляция) – своеобразная психофизическая гимнастика – должны стать частью деятельности педагога, наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Психическая саморегуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушения с целью формирования профессионально необходимых качеств.

Пример: «Я спокоен. Я уверенно иду на урок. Я чувствую себя спокойно, раскованно. Я хорошо подготовлена к уроку. Мои уроки интересны. Детям интересно со мной. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я - Учитель».

Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию каждому преподавателю доступно овладение способами саморегуляции, хотя индивидуальные различия предопределяют в каждом случае особый способ подготовки механизмов саморегуляции и темпа ее освоения. Нужна систематическая работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Составьте определение саморегуляции

2. Какие вам известны способы саморегуляции? Охарактеризовать каждый из них.

3. Как можно воспитать в себе доброжелательность и оптимизм?

4. Почему так важен процесс саморегуляции?

5. Объяснить взаимосвязь понятий самоконтроль, самокоррекция, саморазвитие, самосовершенствование

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ

- Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?

- Зачем педагогу умение владеть собой? (Мысли А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского по этому поводу. Собственные доказательства.)

- З. Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?

- Роль аутогенной тренировки в деятельности, ее сущность.

- Техника выполнения упражнений на релаксацию, самовнушение.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С МЕТОДАМИ И ТЕХНИКОЙ РЕГУЛЯЦИИ СВОЕГО САМОЧУВСТВИЯ.

Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Расслабление и напряжение мышц руки. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (З-4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникоообразные движения.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Использование слова для релаксации. Концентрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки… Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мои предплечья и плечи расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...»

Нужно знать, напряжение, каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Использование представлений для расслабления. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, сильное волнение можно снять, если представить себя (желательно несколько раз) отвечающим на экзамене без волнения. Конечно, это трудно и не всегда удается, в таком случае могут помочь сюжетные представления на цветном фоне: луг, речка, море, гладь воды.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Контроль тонуса мимических мышц. Это упражнение помогает не только придать лицу спокойный вид, но и добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть следующим: «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо, как маска». Вместе с улыбкой мы ощущаем, как уходит напряжение в лице и во всем теле.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Контроль и регуляция темпа движения и речи.

Наряду с мышечной скованностью эмоциональное возбуждение может проявиться в возрастании темпа движений и речи, суетности.

Избежать этого помогут следующие задания:

а) плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, так же писать, идти, говорить;

б) использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2-З мин делать все (собирать разбросанные книги, писать на доске и т. д.) замедленно и плавно, затем 1-2 мин - быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно и т. д. Так же читать отрывки хорошо знакомых произведений.

Эти упражнения, построенные на темповом контрасте, помогают регулировать эмоциональное состояние, поскольку оно оптимизируется под влиянием размеренного и частого ритма.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Контроль и регуляция дыхания. Так как наше дыхание и эмоциональное состояние взаимосвязаны, то контроль и регуляция первого могут способствовать саморегуляции второго. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание спящего, глубокое у задумавшегося, учащенное у волнующегося, «раздутые ноздри» у гневающегося.

Вдох при диафрагмальном дыхании производится через нос. Вначале воздухом при расслаблении и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются рудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи, ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние.

УПРАЖНЕНИЕ 7. Использование библиотерапии. Прочитать стихотворение, прозу. Обсудить, какие чувства вызывает данное произведение.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Использование музыки в сочетании со зрительными образцами. Просмотреть слайдовую программу на музыкальном фоне. После просмотра описать свое состояние.

УПРАЖНЕНИЕ 9. Имитационная игра. Войти в класс в образе завуча, директора. Проследить, как меняется внутренний настрой.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «Поза» релаксации (поза кучера на дрожках). Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.

Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.

УПРАЖНЕНИЕ 11. «Маска» релаксации. Подаются команды (самоприказы): «мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены, на лице лежит печать глубокого сладкого сна».

Итак, между выражением лица и психическим состоянием существует прочная обратная связь, внешнее выражение расслабленности и покоя влечет за собой соответствующие изменения состояния.

УПРАЖНЕНИЕ 12. Полный физический покой. Цель — максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы.

Основные формулы: «Я расслабляюсь», «Полный физический покой». Подаются команды (самоприказы): «покой, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук...; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».

Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы...; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».

В момент расслабления вообразите картину отдыха: вы отдыхаете на пляже (в саду...): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».

Вывод: с помощью самоприказов и представлений вы можете внушить себе состояние полного физического покоя, воздействуя через сознание на подсознание.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Полный психический покой. Цель — максимально успокоиться, снять возбуждение и нервное напряжение. Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня».

Подаются команды (самоприказы):

«отдых»; все мысли ушли; т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: