Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках СНГ

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что СССР как субъект МП больше не сущестувует

Целями Содружества являются:

1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

2. развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;

3. обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП

4. свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

5. правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

6. мирное разрешение споров между государствами - членами СНГ

Членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему. Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны - не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Государство -участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода

В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего СССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины

Правовая природа:

1. СНГ создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации

2. СНГ имеет свой устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации

3. СНГ имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов

И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами МП, есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта МП.

Принципы:

1. Взаимное признание и уважение государственного суверенитета и суверенного равенства

2. неотъемлемого права на самоопределение

3. равноправия

4. невмешательства во внутренние дела

5. отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления

6. мирного урегулирования споров

7. уважения прав и свобод человека

8. добросовестного выполнения обязательств

9. и других общепризнанных принципов и норм МП

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания 2 раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. межгосударственная ассоциация свободной торговли;

2. таможенный союз;

3. общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

4. валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

Был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза - Межгосударственный экономический комитет.

151. Соотношение международного права и внутригосударственного права

Международное право и внутригосударственное право представляют собой две самостоятельные правовые системы,отличающиеся по целому ряду параметров. Прежде всего, они отличаются по кругу субъектов. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, которые напротив, не могут быть субъектами международного публичного права, где субъектами могут быть государства, международные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, квазигосударства, правительства в изгнании. Субъекты международного права и субъекты внутригосударственного права отличаются своей правосубъектностью. Эти правовые системы различаются также своими объектами и предметами регулирования. В корне отличается их механизмы

реализации права. Источники международного публичного и внутригосударственного права также отличаются. В первом случае это договоры и обычаи, и определенное количество вспомогательных

источников, согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН, во втором случае – конституция, законы и подзаконные акты, а в странах с прецедентной системой – прецеденты.

Однако эти две различные и самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга.

Международно-правовая норма и норма внутригосударственного права имеют различный предмет регулирования. Международно-правовые нормы регулируют только отношения между субъектами

международного права, а внутригосударственные нормы – субъектов внутреннего права государства. Государства не могут ссылаться на внутригосударственные нормы, чтобы освободить себя от выполнения международных обязательств.

Вместе с тем, с одной стороны на формирование норм международного права в определенной степени влияют нормы внутригосударственного нрава, с другой стороны, имеет место обратное влияние международного права на образование и развитие тех или иных норм внутригосударственного нрава. Главным образом такое влияние

проявляется в том, что государства издают акты внутреннего законодательства, необходимые для приведения в действие нормы международною права внутри страны, и в ряде случаев такая рецепция

или трансформация дает толчок для развития той или иной отрасли внутреннего законодательства в новом направлении.

Российская наука международного права исходит из того, что эти две правовые системы находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, осуществляется как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Имеются

три способа приведения в действие норм международного права в рамках внутригосударственного правопорядка: отсылка, рецепция и трансформация.

Отсылкой называется учет во внутренних законодательных актах, определяющих поведение государственных органов, должностных лиц или граждан, общих положений или отдельных норм международного права.

Рецепцией называется восприятие внутригосударственным правом нормы международного права без изменения ее содержания.

Под трансформацией понимается преобразование нормы международного права в норму внутригосударственного права посредством принятия специального закона или иного нормативного

акта, который регулирует тот же вопрос, что и соответствующая международно-правовая норма.

152. Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:

1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;

2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;

3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;

4) связь с ООН.

В настоящее время существует 15 специализированных уч­реждений ООН: Международная организация труда (МОТ), Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международ­ный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), Всемирная метеорологи­ческая организация (ВМО), Всемирная организация интеллекту­альной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохо­зяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Между­народный банк реконструкции и развития (МБРР), Международ­ный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая кор­порация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

Согласно ст. 59 Устава, по инициативе ООН могут созда­ваться любые новые специализированные учреждения, которые потребуются для осуществления задач ООН в области экономи­ческого, социального и гуманитарного сотрудничества.

Специализированные учреждения ООН - самостоятельные международные организации, имеющие свои уставы, численный состав, штаб-квартиры, бюджет, наделенные международной пра­восубъектностью. ЭКОСОС призван координировать их деятель­ность посредством консультаций с ними и рекомендаций им.

Членами специализированных учреждений являются суве­ренные государства. В некоторых из них (ВПС, ВОЗ, ВМО, ИМКО, МСЭ, ФАО) для несамоуправляющихся территорий имеется статус члена-сотрудника, или сочлена, без права голоса и участия в руководящих органах организации. В современных условиях ликвидации последних остатков колониализма инсти­тут сочленов является анахронизмом и должен исчезнуть, как только последняя несамоуправляющаяся территория станет су­веренным государством.

В структуре специализированных учреждений ООН разли­чаются высшие, исполнительные, административно-технические и специальные органы. Высшие органы - это представительные собрания всех государств - членов организации, созываемые на очередные сессии раз в один, два, пять лет (Ассамблея, Конфе­ренция). Исполнительные органы, как правило, руководят рабо­той организации в период между сессиями высших органов. Ад­министративно-технические функции возложены на постоянно действующие секретариаты, комплектуемые на международной основе. Некоторые организации создают специальные органы -комиссии и комитеты по специальным и техническим вопросам, а также региональные органы.

Статья 57 Устава ООН предъявляет определенные требова­ния к статусу специализированного учреждения. Такое учрежде­ние должно быть независимым, иметь свои собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом, поэтому некоторые организации, не обла­дающие указанными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специали­зированного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: