double arrow

Процесс интеграции национальных систем образования. Лиссабонский и Болонский процессы

Первые очертания это пространство приобрело в 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900–летие самого старого университета Европы. В принятой Великой хартии университетов отмечалось возрастание роли университета в грядущем тысячелетии. Великая хартия призвала европейские университеты к взаимному обмену информацией и, осуществлению совместных проектов в области знаний.
Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции"О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Конвенция признала разнообразие систем образования в Европе, отражающее культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие, как исключительное богатство всей Европы, и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций.
Благодаря Конвенции, процесс интеграции в сфере образования перешёл в область формирования общего европейского образовательного пространства. В качестве механизма реализации Конвенции были утверждены созданные в 1994 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО сети национальных информационных центров ENIC (EuropeanNetworkofNationalInformationCentresonAcademicMobilityandRecognition).
25 мая 1998 года в Сорбонне министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, была подписана Сорбоннская декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. В декларации провозглашается лозунг "Европа Знаний", университетам отводится стержневая роль в развитии континента, и описываются механизмы реализации единства пространства высшего образования в Европе. Как положительный пример гармонизации в Декларации упоминаются совместные дипломы. Министры призвали государства–участников Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним.
Такое присоединение состоялось 19 июня 1999 года в Болонье, где представители 29 стран Европы подписали Болонскую Декларацию, которая положила начало собственно Болонскому процессу. "Европа Знаний" была названа в ней широко признанным и неотъемлемым фактором жизни континента.
В принятом в 2001 году в Праге, министрами образования 32 стран Совместном коммюнике подтверждаётся обязательства создать к 2010 году в Европе единое пространство высшего образования. Там же отмечена положительная динамика введения двухуровневой системы высшего образования; степени получили названия – первая была названа "бакалавр" (по–английски ’bachelor’), а вторая – "магистр" (’master’).
В 2003 году в Берлине число участников Болонского процесса выросло до 40, и среди них оказалась Российская Федерация.

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
–построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
–формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно–технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
–обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги и влияние;
–достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
–повышение качества образования;
–повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
–С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран–участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
–До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса:
–Трёхуровневая система высшего образования.
–Академические кредиты ECTS.
–Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
–Европейское приложение к диплому.
–Контроль качества высшего образования.
–Создание единого европейского исследовательского пространства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: