Характеристика российского образования до перехода на Болонскую систему

Введение

 

Болонский процесс – добровольная совместная работа стран, цель которых направлена на создание единого образовательного и научного пространства в Европе, предусматривающего возможность свободного передвижения преподавателей и студентов с целями образования и признание их квалификаций.

Болонская конвенция вышла за границы Европейского Союза и объединила большинство стран Евроазиатского континента.

На конференции в сентябре 2003 г. в Берлине Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу и обязалась до 2010 г. воплотить основные принципы конвенции.

Создание общей системы высшего образования в Европе в масштабах Болонского процесса базируется на основных принципах функционирования высшего образования. Основа Болонского процесса лежит на следующих принципах:

· введение двухуровневого обучения;

· введение кредитной системы;

· контроль качества образования;

· расширение мобильности;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Российская система подготовки научных кадров всегда сильно отличалась от европейской, это дает четкое представление о необходимости преобразования высшего образования в РФ соответственно основным положениям Болонской декларации. Чтобы успешно провести переход на Болонскую систему, следует учитывать территориальные и национальные особенности Российской Федерации. Надежная эффективная система подготовки научных кадров определяет развитие национальной экономики в дальнейшем будущем.

Цель курсовой работы можно сформировать следующим образом: изучение основных путей перехода Российской Федерации на Болонскую систему образования.

Объект исследования: система образования Российской Федерации.

Предмет исследования: высшее образование согласно принципам Болонской системы.

Для достижения цели курсовой работы должны быть решены следующие задачи:

Изучить научные работы, статьи, нормативные документы по теме Болонского процесса;

Проанализировать полученную информацию, изучить состояние проблемы высшего образования в России в рамках Болонского процесса;

Охарактеризовать российское высшее образование до перехода на Болонскую систему;

Изучить основные понятия и историю Болонского процесса;

Проанализировать реализацию Болонского процесса в России;

Рассмотреть и изучить актуальность и задачи вхождения России в европейское образовательное пространство.

Актуальность данной работы состоит в том, что страны-участницы Болонского соглашения планировали реализовать цели и задачи Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, уже в 2017 году целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации, каких результатов добились в ходе тотальной интеграции российской образовательной системы в европейское пространство высшего образования.


Характеристика российского образования до перехода на Болонскую систему

 

Образование — главный механизм формирования общества и цивилизации в России. Во всех социальных институтах образование – главная воспроизводственная функция. В конце ХХ века изменилась природа действия экономических механизмов и произошла интеллектуализация производительных сил общества. В конце ХХ века развернулась геополитическое и экономическое межгосударственное соперничество по качеству образования и по качеству интеллектуальных ресурсов. Основными конкурентами России являлись США и Великобритания.

Основным принципом высшего образования конца ХХ века была модернизация. Возрастала потребность в укреплении прагматической, технологической ориентации содержания образования из-за необходимости быстрого развития промышленности в России. Исторически сложившись, главными характеристиками доктрины российского образования были гармония историко-гуманитарной и естественнонаучной подготовки; направленность на высокий уровень фундаментализации и математизации образования. Фундаментальное образование синтезировалось с широким профилем подготовки профессионалов, в особенности в областях инженерной и медицинской отраслей высшего образования.

В 90гг. ХХ века высшее образование России было ориентировано на англо-американскую доктрину образования, с целью экономического реформирования капиталистической России и регуляции экономического развития с помощью механизмов свободных рыночных отношений. Это обернулось крахом образовательных и экономических реформ.

В. А. Садовничий, ректор МГУ, говорит о сокращении Российского научного пространства примерно вдвое к началу XXI века, о том, что множество научных сотрудников уволилось из сферы образования, некоторые из них успешно работают за границей, что говорит об утечке кадров.

В 1992 году российское высшее образование перешло на многоуровневую систему, и было стандартизировано.

Понятие образовательного стандарта вводится законом РФ «Об образовании» 1992г., в частности, 7 статья, которая полностью посвящена государственным образовательным стандартам.

Российское высшее образование стало многоуровневым в 1992 году, в дополнение к которому появились образовательно-профессиональные различные по характеру и объёму программы разного уровня. Образование предоставляло российским студентам право выбора, будь то содержание и уровень образования; так же обеспечивало техничное реагирование высшей школы на изменения в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы. Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации утвердило «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня» [19, с.26].

Самое важное, Международная стандартная классификация образования (МСКО), принятая ЮНЕСКО, была учтена при создании системы многоуровневого высшего образования РФ.

Высшее образование представляло три уровня:

Неполное высшее образование - первые два года программы бакалавриата и программы среднего профессионального образования (последующий срок обучения). По окончании данных программ выдавался диплом о неполном высшем образовании, и присваивалась согласно перечню специальностей среднего профессионального образования квалификация. Срок обучения 2-3/3,5 лет.

Базовое высшее образование - самые основы их всех областей науки, техники и культуры. Программы бакалавриата составляли 4 года обучения и более. Образование этого уровня предоставляли возможность студенту получить научные знания о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. По окончании перед бакалаврами стоял выбор: продолжение образования по программам третьего уровня или трудовая деятельность.

Третий уровень состоял из двух видов образовательно-профессиональных программ:

· подготовка квалифицированных специалистов на протяжении 5-6 лет на базе общего основного образования (11 классов) и подтверждалось дипломом о высшем образовании;

· подготовка специалистов, продолжающих базовое высшее образование, по программе подготовки дипломированных специалистов (диплом специалиста, 1-3 года обучения), или продолжение образования в магистратуре. В первом случае выдавался диплом специалиста (после 1-3 лет обучения, диплом магистра наук, 2-3 года)

Для желающих продолжать научно-исследовательскую деятельность существовали программы аспирантуры.

Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» не включал в себя положений о разделении образования на уровни. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования оставил без явных изменений структуру высшего образования.

Подготовка специалистов продолжалась по трех уровням:

· неполное высшее образование (не менее 2 лет обучения);

· высшее образование, квалификация «бакалавр» (не менее 4 лет обучения);

· высшее образование, квалификация «магистр» (не менее 6 лет обучения с учётом обучения в бакалавриате) или квалификация специалиста (не менее 5 лет обучения) [11, с.26].

Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года выделял три ступени высшего профессионального образования:

Бакалавриат (не менее 4 лет обучения) с прохождением итоговой аттестации.

Специалитет (не менее 5 лет обучения) с прохождением итоговой аттестации.

Магистратура (не менее 6 лет обучения) с прохождением итоговой аттестации.

После получения диплома можно было продолжить обучение по своему направлению на следующей ступени высшего образования. Это не являлось получением второго высшего образования. Уже не входило в многоуровневую систему высшего профессионального образования неполное высшее образование. Также существовали программы ускоренного обучения по направлениям бакалавриата для лиц, уже получивших среднее профессиональное образование. Сокращенные программы по получению высшего профессионального образования не производилось.

В 2000 году был введен конкурсный порядок на подготовку специалистов и изменен принцип финансирования ВУЗов, произошел переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий [10, с.25].

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы от 26 июля 2000 года предусматривал реализацию мер, направленных в том числе на реорганизацию учебных заведений профессионального образования путём их интеграции с высшими учебными заведениями и создания университетских комплексов. Также план предусмотрел эксперимент по проведению единого государственного выпускного экзамена для среднего образования с его последующим законодательным закреплением [10, с.25].

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года, ЕГЭ должен был стать совмещением итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов для поступления в ВУЗы. Эксперимент был рассчитан на 3 года (с 2001 по 2003 год), но в 2003 его продлили ещё на один год. В первом эксперименте приняли участи образовательные учреждения пяти регионов — республики Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областей. Экзамены проводились в два этапа: первый (школьный) прошёл для выпускников школ 2001 года, второй (вузовский) для выпускников школ прошлых лет, иногородних абитуриентов, выпускников техникумов и профучилищ. Экзамены проходили по следующим предметам: русский язык, математика, биология, физика, история, химия, обществознание и география [16, с.26].

В Берлине на встрече министров образования европейских стран в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым присоединившись к Болонскому процессу.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: