Эксперимент – метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление контроля над всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.
Цель эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между факторами внешней среды и поведением исследуемых объектов. Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставатьсянеизменными.
Отличительные черты. Главная отличительная черта эксперимента как метода сбора первичной информации состоит в том, что он предполагает, что при анализе должно быть исключено влияние всех факторов кроме изучаемого. Поэтому эксперимент предполагает наличие не менее двух сопоставимых исследуемых групп, одна из которых является экспериментальной, а другая контрольной.
Лабораторные эксперименты – проходят в искусственной обстановке, позволяют контролировать посторонние факторы.
Полевые эксперименты – осуществляемые в реальных условиях, не исключают влияния посторонних факторов.
|
|
Полевое исследование хотя и является наиболее сложным и дорогим, но в то же время и самым эффективным методом изучения рынка.
Оно позволяет быстро и всесторонне ознакомиться с требованиями рынка, методами сбыта, ценами и многими другими условиями, дает возможность устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, закупать образцы товаров и получать определенные виды услуг, пользующихся наибольшим спросом на данном рынке и пр.
В процессе подготовки к проведению эксперимента, важно определить место или места его проведения, длительность, состав факторов, которые должны быть постоянными или меняться строго определенным образом на протяжении всего эксперимента.
Достоинства эксперимента: 1) объективный характер; 2) возможность установления причинно-следственных связей между факторами.
Недостатки эксперимента: 1) трудности с организацией контроля над всеми факторами в естественных условиях; 2) сложности воспроизведения нормального поведения объекта в лабораторных условиях; 3) высокие издержки.
Hall-test
Этот метод исследования применяется в маркетинге, однако его целесообразно использовать и как способ сбора информации о государственных услугах. В ходе исследования большая группа людей (до 100 человек) в специальном помещении тестирует определенную услугу и/или ее элементы, а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специально оборудованное помещение («hall»), где им предоставляют возможность протестировать услугу (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора, например той или иной формы предоставления услуги, либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования:
|
|
Данный метод применяется:1) для оценки потребительских свойств услуги по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения; 2) при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании; 3) для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления услуг изучаемой группы).
Достоинства и недостатки. Среди недостатков можно упомянуть трудоемкость организации тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), а также их комбинаций.
Home-test
Этот метод также используется в среде маркетологов. Он аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования услуг (например, Интернет-портала).
Home-test — метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенную услугу в домашних условиях посредством использования, к примеру, сети Интернет, заполняя специальную анкету. Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какую –либо услугу или несколько услуг (обычно частого использования). Через несколько дней после оказания услуги респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данной услуге (иногда — по сравнению с другими услугами).
Метод home-тестов используется для: 1) решения задач по позиционированию новой услуги, относящейся к определенной группе; 2) проверки восприятия потребительских свойств услуги; 3) выявления недостатков и преимуществ услуги по сравнению с аналогами других источников предоставления аналогичных услуг; 4) определения оптимальной цены услуги и других характеристик.
К недостаткам метода можно отнести сложность и дороговизну организации исследования. Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, в которых обычно и составляется мнение о них.