Суть антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.

Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение последних обычного привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли измениться таким образом, чтобы компенсировать их изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль косвенно через цены.

Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» на определенный срок цен и заработной платы. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практическ5и осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Её противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции- получения ма4симальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры.

Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов.

В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Полемизируя по поводу эффективного функционирования рынка, следует отметить, что наличие монопольных сил производителей товаров и собственников ресурсов само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике(особенно инспирированной спросом) подтверждает тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.

Эффективность реально проводимой политики доходов в60-е годы в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения.

К косвенным методам воздействия на цены относится «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики (метод точной настройки коньюктуры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных начислений.

В целях замедления инфляции могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Последнее помогает противостоять импорту инфляции, однако может относительно бесполезно применяться лишь при наличии положительного сальдо платежного баланса и солидных золотовалютных резервов.

Сдерживающее влияние «дефляционного» топора передавалось в первую очередь на замедление экономического роста и увеличение безработицы, цены же снижались незначительно. Возникновение стагфляции привело к отказу от некоторых инструментов дефляционной политики.

В условии стагфляции 70-80-х годов для нормализации экономики применялся коктейль из мер, с одной страны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой- на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что вкупе с высокими процентными ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.

Существует альтернатива неокласическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть её заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике управляемыми».Необходимо добиваться не возврата на кривую Филипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики, а напрямую воздействовать на кривую совокупного предложения. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно меняя финансовую и денежную политику. Последний вариант более эффективен и создает меньшие социальные издержки.

Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.׀ 8 ׀

36 Методы регулирования инфляции.

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа — преобразование денежной системы (полное или частичное), проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. В зависимости о преследуемых целей денежные реформы можно подразделить на два вида:

1) образование новой денежной системы (переход от биметаллизма к монометаллизму, к неразменным кредитным деньгам т. д.);

2) частичное преобразование денежной системы (изменение
порядка эмиссии, видов денежных знаков, наименования денежной единицы).

Все проводимые денежные реформы преследуют цель — стабилизация валюты.

Методы стабилизации валюты:

Нуллификация. Объявление об аннулировании сильно обесцененной валюты и введение новой валюты.

Девальвация. Снижение курса национальной денежной единицы по сравнению с иностранной.

Ревальвация. Повышение курса национальной денежной единицы по сравнению с иностранной.

Шоковая терапия: быстрый переход к рыночной экономии свободное ценообразование; снижение уровня жизни; замораживание заработной платы.

Деноминация. Метод зачеркивания нулей, т. е. укрупнение масштаба цен.

Другой формой стабилизации денежного обращения является
антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу инфляцией.

В экономике наметились два направления антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика — процесс сдерживания денежной массы в обороте путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового времени, повышения нормы обязательных резервов коммерческих банков, продажи государственных и ценных бумаг и т. д.

2. Политика доходов предусматривает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

Варианты направлений антиинфляционной политики выбираются в зависимости от их приоритетов. Если ставится цель сдерживания экономического роста, то проводится дефляционная политика. Если целью является стимулирование экономичес-кого роста, то предпочтение отдается политике доходов. В случае, когда ставится цель обуздать инфляцию любой ценой, используют параллельно оба метода антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика по времени проведения может быть долгосрочной и краткосрочной.

Долгосрочная политика ставит задачу погасить инфляционное ожидание населения и включает меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства, а также мероприятия в области денежного обращения (установление лимита денежной массы и ослабление влияния денежных факторов).

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции путем: расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса (льготы предприятиям); приватизации части своей собственности; продажи большого количества акций новых частных предприятий; повышения процентных ставок по вкладам и ряда других мероприятий.

Опыт проведения антиинфляционных мероприятий показывает целесообразность сочетания обеих политик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: