27 июля 2004 г. вышел Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Этот закон состоит из 17 глав и 74 статей.
Государственная гражданская служба в соответствии с конституционными принципами федерализма подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Определен представитель нанимателя гражданской службы – Российская Федерация и ее субъект.
Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы РФ отражены в схеме 1.
Схема 1
Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти, например, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в других федеральных государственных органах, например, аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и т. п.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (схема 2).
Схема 2
Гражданские служащие заняты в различных сферах: в экономической (регулирование промышленности, сельского хозяйства, использование природных ресурсов); социально-культурной (управление в области образования, науки, массовой информации и др.); отчасти, в административно-политической сфере (например, в области внешних сношений, регистрации прав на недвижимое имущество) и др.
В связи с выделением государственной гражданской службы в самостоятельный вид актуализировался вопрос об отличии статуса государственного служащего от статуса наемного работника, в том числе работника бюджетной сферы. Одним из таких отличий стало введение на государственной гражданской службе контрактной системы прохождения службы, тогда как применительно к работникам сохранилась использовавшаяся ранее и в отношении государственных гражданских служащих форма найма, основанная на трудовом договоре. Закрепление данного отличия является важным шагом в сторону выведения государственных гражданских служащих из-под действия норм трудового законодательства.
Таким образом, государственная гражданская служба является одним из трех компонентов системы государственной службы. Она состоит из федеральной службы и службы субъектов Федерации, что вызвало разделение труда в их регулировании.
Согласно ст.5 ФЗ «О государственной гражданской службе» правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) настоящим Федеральным законом;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
За последние годы вышел ряд Указов Президента Российской Федерации, которые конкретизируют отдельные статьи закона. Такие как: «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 01.02.2005 г. № 112, «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31.12.2005 г. № 1574, «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 31.07.2006 г. № 31, «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов» от 12.03.2007 г. № 11; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ» от 06.05.2008 г. № 362 и ряд других документов.