Правовое обеспечение государственной гражданской службы

27 июля 2004 г. вышел Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Этот закон состоит из 17 глав и 74 статей.

Государственная гражданская служба в соответствии с конституционными принципами федерализма подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Определен представитель нанимателя гражданской службы – Российская Федерация и ее субъект.

Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы РФ отражены в схеме 1.


Схема 1

Федеральная государственная гражданская служба представ­ляет собой профессиональную служебную деятельность на должно­стях федеральной государственной гражданской службы по обеспе­чению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах федеральных органов представительной, исполнитель­ной и судебной власти, например, Аппарате Правительства Россий­ской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Россий­ской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в других федеральных госу­дарственных органах, например, аппарате Центральной избиратель­ной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и т. п.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации является профессиональной служебной деятельно­стью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению испол­нения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Фе­дерации и лиц, замещающих государственные должности субъ­екта Российской Федерации (схема 2).

Схема 2

Гражданские служащие заняты в различных сферах: в экономической (регулирование промышленности, сельского хозяйства, исполь­зование природных ресурсов); социально-культурной (управле­ние в области образования, науки, массовой информации и др.); отчасти, в административно-политической сфере (например, в области внешних сношений, регистрации прав на недвижимое имущество) и др.

В связи с выделением государственной гражданской служ­бы в самостоятельный вид актуализировался вопрос об отличии статуса государственного служащего от статуса наемного работ­ника, в том числе работника бюджетной сферы. Одним из таких отличий стало введение на государственной гражданской службе контрактной системы прохождения службы, тогда как приме­нительно к работникам сохранилась использовавшаяся ранее и в отношении государственных гражданских служащих форма най­ма, основанная на трудовом договоре. Закрепление данного от­личия является важным шагом в сторону выведения государст­венных гражданских служащих из-под действия норм трудового законодательства.

Таким образом, государственная гражданская служба явля­ется одним из трех компонентов системы государственной служ­бы. Она состоит из федеральной службы и службы субъектов Федерации, что вызвало разделение труда в их регулировании.

Согласно ст.5 ФЗ «О государственной гражданской службе» правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом «О системе государственной служ­бы Российской Федерации»;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федераль­ными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных орга­нов.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены на­стоящим Федеральным законом, то применяются правила между­народного договора.

За последние годы вышел ряд Указов Президента Российской Федерации, которые конкретизируют отдельные статьи закона. Такие как: «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 01.02.2005 г. № 112, «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31.12.2005 г. № 1574, «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 31.07.2006 г. № 31, «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов» от 12.03.2007 г. № 11; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ» от 06.05.2008 г. № 362 и ряд других документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: