Социальная работа как профессиональная деятельность. Понятийная характеристика социальной работы как деятельности

Переосмысление основного содержания и направления со­циальной политики привело к необходимости определения ме­ста и роли социальной работы в реализации этой политики. Но прежде необходимо ответить на вопросы: Что понимается под социальной работой как профессиональной деятельностью? Каковы ее основные принципы, содержание и особенности?

Известно, что социальная работа является не только сред­ством реализации социальной политики. Она, выполняя функ­цию обратной связи, выступает в качестве социального локато­ра, который определяет на основе специальных индикаторов реальные последствия социальной политики, ее жизненность и эффективность. Именно система социальной работы как дея­тельность по оказанию помощи человеку, семье, группе лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации, через материаль­но-финансовую, морально-правовую поддержку, консультиро­вание и обслуживание показывает реальные возможности об­щества и государства по социальной защите человека.

В зарубежных исследованиях отсутствует единая точка зрения относительно перспектив социальной политики и сущ­ности социальной работы как вида профессиональной деятель­ности. Этот вывод мы сделали, обратившись к анализу работ зарубежных авторов.

В “Энциклопедии социальной работы” подчеркивается, что цель “социальной работы состоит во взаимодействии между от­дельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех”.

В “Словаре социальной работы” доктора Баркера (США) приводится такое определение: “Социальная работа — это про­фессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способно­сти к социальному функционированию и создание благоприят­ных общественных условий для достижения этих целей”.

Американские исследователи М. Саппс и К. Уэллс дают сле­дующее определение: “Социальная работа — это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жиз­ненные функции, реализовывать стремления и ценности, облег­чать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы”.

Авторы другой монографии А. Пинкус и А. Минахан (США) в определении понятия “социальная работа” выдвигают следу­ющие ее цели:

- совершенствовать способности каждого человека самосто­ятельно решать свои проблемы и справляться со своими труд­ностями;

- помогать в обращении за необходимой помощью к офици­альным и неофициальным источникам;

- способствовать повышению эффективности этих источ­ников;

- оказывать помощь в развитии и совершенствовании со­циальной политики государства.

В Уставе немецкого профессионального союза социальных работников записано, что социальная работа как профессио­нальная деятельность включает в себя:

- содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе;

- выявле­ние социальных проблем;

- предотвращение, устранение и смяг­чение личных и общественных конфликтов;

- развитие способ­ности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости;

- поиск и освоение источников помощи;

- выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

В работах шведских исследователей подчеркивается, что социальная работа — это систематическая целенаправленная деятельность, которая связывается непосредственно с практи­ческой реализацией и перспективой, предполагает взаимодей­ствие между человеком и окружающей средой, а также реше­ние различных проблем личности. Они считают, что социальная работа — деятельность по изменению условий и способа жизни человека, конечной целью которой является “освобождение” индивида-клиента.

Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что одного понимания про­блем клиента недостаточно, чтобы изменить его положение, пе­реживания или жизнь. Важен и аспект действия социального работника. Поэтому в содержание разрабатываемой теории де­ятельности “социальная работа” они вкладывают как аналити­ческий, так и действенный компоненты, что было учтено нами в структурно-содержательном анализе этой деятельности.

Социальная работа, считают шведские ученые, является и наукой о действиях. Это означает, что данный феномен нужда­ется в развитии теории действия. Анализ и действия должны быть связаны между собой и интегрированы в теорию. В тех же случаях, когда теория и методы разделяются, возникает риск того, что методы, техника начинают жить собственной жизнью и превращаются в своего рода инженерное искусство.

Шведские исследователи, как и многие зарубежные ученые, в понятие “социальная работа” включают и социально-психологический аспект. Социально-психологический блок ставит целью осуществлять изменения среди людей с отклонениями от обще­принятой нормы или сломленных жизнью. Это работа, в которой необходимо уметь определять проблемы и потребности на различ­ных уровнях: индивидуальном, межличностном и структурном.

Заслуживает внимания точка зрения Ш. Рамона и Т. Ша­нина, которые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она основана на альтру­изме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Существенную роль играют различные подходы и методы в зарубежной школе социальной работы, которые дополняют цели, задачи и содержание социальной работы в обществе. В связи с этим полагаем уместным отметить различие направле­ний и подходов в практике зарубежной социальной работы (М. Ричмонд, 3. Фрейд, Д. Дьюи, В. Робинсон, Г. Гамильтон, А. Соломон и др.).

Если представители диагностической школы ставили акцент на диагнозе (причем оценка личности приобре­тала большее значение, нежели оценка социальной ситуации, окружения, среды), то представители функциональной школы выделяли процесс оказания помощи, считая, что человек внут­ренне всегда стремится к чему-то позитивному и находится в состоянии роста и развития, подчеркивая при этом значение со­циального окружения, культурных и экономических факторов, которые способствуют или препятствуют этому процессу.

Вме­сте с тем представители функциональной школы уверены в том, что невозможно напрямую познать “Я” другого человека, для этого следует создать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. С этой целью от социального работника тре­буется хорошее знание самого себя. Поэтому подготовка соци­ального работника должна заключаться в “тотальном (полном) вживании”, которое способствует саморазвитию, самопознанию.

Итак, зарубежные исследователи считают целью социаль­ной работы содействие людям в успешном разрешении их про­блем при активном участии самого человека. Средства дости­жения этой цели — высвобождение и развитие ресурсов чело­века и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

В публикациях российских исследователей имеют место также различные толкования понятия “социальная работа”. Так, авторы “Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе” определяют социальную работу как разно­видность деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе ее совместного удовлетворения потребно­стей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существо­вания личности.

Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как со­циальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной полити­ки в сфере поддержки “слабых” слоев населения, их социаль­ной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которых являются и учреждения соци­альной защиты. Т. Е. Демидова определяют социальную работу как “многогранную целенаправленную деятельность государ­ственных и общественных организаций, отдельных лиц по ока­занию помощи человеку в реализации его творческих, интел­лектуальных способностей и созданию для этого необходимых условий”.

В публикациях начала 90-х гг. прошлого столетия со­циальная работа отечественными учеными (И. А. Зимняя, В. А. Луков, В. А. Иванников и др.) рассматривается как про­фессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановле­ния их способности к социальному функционированию и созда­нию общественных условий, способствующих реализации этой цели. Сторонники данного подхода видят основную цель соци­альной работы в создании и сохранении условий для правового, достойного, комфортного существования человека как обще­ственного субъекта.

По определению Н. С. Данакина, “социальная работа — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществления социальных перемен, высвобождения и развития ресурсов человека и его социального окружения”. И далее он уточняет, что смысл соци­альной работы заключается “в формировании и развитии уме­ний человека эффективно решать жизненные проблемы с опо­рой на собственные ресурсы”.

Е. И. Холостова дает следующее определение социальной работы — это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством осуществле­ния соответствующих перемен, высвобождения и развития ре­сурсов человека и его социального окружения.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

Квалифицированное содействие людям в решении их жиз­ненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника настоль­ко тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то мо­гут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное по­ложение среди “собратьев”.

От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, пе­дагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный ра­ботник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии.

К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изу­чении общины. Педагогические методы применяются им при воз­действии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодатель­ства. Социальная работа близка и к медицине — и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (ле­чение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

Терминология выражает в данном случае некоторую общ­ность в подходах к человеку. Более того, есть такие области ме­дицины, которые с полным основанием можно отнести и к соци­альной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина “патронаж”, то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универ­салом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социаль­ной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смыс­ловое и инструментальное содержание социальной работы акку­мулирует в себя пограничные элементы смежных профессий.

Оно не нацелено на “оккупацию” соседних территорий и их насиль­ственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методи­ка психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разоб­раться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех кон­цептуальных и инструментальных “услуг”, которыми располага­ют смежные области знания и профессии.

Здесь мы подходим к формулировке еще одной, может быть, даже главной отличительной особенности социальной работы как профессии. Если психолог имеет дело с психикой человека, медик — с состоянием его физического и психического здоро­вья, а юрист — с его правовым поведением, т. е. каждый из них подходит к человеку с какой-то одной, причем “своей” стороны, - то социальный работник воспринимает его как целостного ин­дивида, в единстве его различных сторон. Выражаясь гегелевс­ким языком, в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором — конкретный. Это целостное видение че­ловека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной “репрезентации” в отдельных науках и профессиях.

Ценностная направленность действий психолога или соци­олога: от профессиональных ценностей — к человеку как к цен­ности. В действиях социального работника, наоборот, от чело­века как высшей ценности — к ценностям профессиональным.

Для социальной работы характерна ориентация на реаль­ных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смеж­ных профессий — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или наруша­емые нормы и т. д.

Есть еще важная особенность социальной работы как про­фессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредниче­ства, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности, направлен­ности на целостного человека и ориентации на жизненные про­блемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

В самом общем виде социальный работник выступает по­средником между клиентом и социумом. Он содействует, с од­ной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с дру­гой — процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий:

- понимание социальным работником проблем клиента, его способность к “тотальному вживанию” в клиента, в смысл его проблем;

- способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

- знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

- знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к участию в решении проблем клиента;

- наличие общего языка, обеспечивающего взаимопонима­ние разных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать при необходимости “пе­реводчиком”;

- делегирование клиентом социальному работнику пред­ставительских полномочий;

- делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

- признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

- и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупреч­ной работой.

М. В. Фирсов предлагает рассматривать понятие “соци­альная работа” в логике диахронических процессов, которая позволяет расширить семантическое значение этого понятия, учитывая историографию данного феномена.

Изменение содержания понятия — явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап разви­тия процесса помощи и взаимопомощи. Смена понятия, как пра­вило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность можно на­блюдать как в отечественной, так и в мировой практике.

В связи с этим можно предположить, что содержание по­нятия “социальная работа” также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, задач, проблем, идеоло­гии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма (модель) не яв­ляется завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого толкования (определения) понятия “со­циальная работа”.

Итак, социальная работа — деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добро­вольными помощниками, направленная на оказание индивиду­альной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирова­ние, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одино­ких, педагогическую и психологическую поддержку, ориенти­рующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа — профессиональная деятельность, на­правленная на активизацию потенциала собственных возмож­ностей личности при решении сложных жизненных проблем.

Социальная работа — профессиональная деятельность, но­сящая по преимуществу превентивный характер.

Социальная работа — профессиональная деятельность, на­правленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Вопросы и задания

1. Дайте понятийную характеристику социальной работы с точки зрения зарубежных исследователей.

2. Поясните различные точки зрения отечественных иссле­дователей на понятие “социальная работа”.

3. Назовите причины нестатичности содержания понятия “социальная работа” в историческом аспекте.

4. Найдите общее и отличное в понятийных характеристи­ках социальной работы в отечественных и зарубежных иссле­дованиях.

5. Как классифицируют социальную работу как деятель­ность в практике социальной работы?

6. Какое из предлагаемых определений социальной работы как деятельности вам наиболее предпочтительно?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: