Социальные программы — один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, маркетинговыми, организационно-управленческими и др. Под социальной программой мы будем понимать разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.
В социальной работе эффективность социальных служб во многом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается функция, которую должны осуществлять все руководители — независимо от их ранга, с целью делегирования прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали. С понятием “организационная структура” не посредственно соотносятся такие определения, как “под разделение”, “звено”, “орган”, “формальная” и “неформальная структура”.
Организационно-управленческие технологии в социальной работе можно определить как системы научно обоснованных действий и взаимодействий субъектов и объектов, направленные на изменение качеств и поведения различных категорий нуждающихся, а также окружающих их условий, на достижение позитивных результатов с наименьшими затратами человеческих усилий и материальных средств.
Практическая разработка конкретных технологий включает несколько стадий, как правило, составляющих несколько документально оформленных и последовательно реализуемых пакетов. Это:
1) разработка и оформление пакета по теоретическому обоснованию данной технологии (теоретическая концепция решения задачи);
2) разработка и оформление пакета процедур, которые будут использованы в процессе решения задачи;
3) разработка и оформление пакета инструментария, с помощью которого будут реализоваться намеченные процедуры (этот пакет может быть объединен со вторым пакетом, но лучше его разрабатывать отдельно);
4) разработка и оформление пакета измерения результатов задуманного замысла, с помощью каких показателей, как будет измеряться ход процесса;
5) разработка и оформление пакета охраны здоровья и достоинств человека, цель которого - не допустить в процессе осуществления технологий вреда человеку.
В социальной работе управленческие технологии наиболее приближены к человеку, его социально-психологическим, психолого-биологическим особенностям. Разработка технологических «пакетов» здесь отличается специфической аналитико-социолого-психологической насыщенностью, выбором по отношению к клиентам таких действий, которые базировались бы на глубоком знании как сущности проблемы, так и личностных особенностей клиента, умении социального работника найти соответствующие подходы в каждом конкретном случае. Иными словами, человековедческие технологии в социальной работе имеют два аспекта: теоретико-организационный и сугубо профессиональный (психологический, педагогический, медико-социальный и др.). Эффективные технологии социальной защиты обеспечиваются совместными усилиями многих специалистов и многих организаций, базируются на хорошем знании методов социальной работы (индивидуальной, групповой, работы в микросоциальной среде и т.д.).
Управленческие кадры в области соцработы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.
Управленческая деятельность технологична – имеет свои стандарты и закономерности.
Группа административных методов:
- по вопросам админ. воздействия –
- Регламентирующие методы (жесткий тип воздействия: нормы, правила, рамки, инструкции и др документы, предписывающие что-либо) – обеспечивают организованность в работе, поддерживают оптимальный режим деятельности;
- Распорядительные методы (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации) – может быть в письменной и в устной форме;
- Дисциплинарные – организация эффективного управления деятельности между людьми.
- по функциям управления –
- планирование (определяет цель, средства ее достижения, программа достижения цели и т.п.) - реализуется через прогнозирование, моделирование и программирование; заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимися корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.
Группа процедурных методов: ( они рассматриваются в плане основных этапов организаторской деятельности)
Целеполагание, постановка задач (метод определения, формулирования целей), решение (методы подготовки и принятия решений), организационно – исполнительная деятельность, кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров), ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов), распорядительство (административные методы), определение времени работы, контроль (методы контроля за исполнением).
Выполняя эти обязанности, специалист по соцработе выступает в нескольких ролях:
- Управляющий (власть, руководящий людьми),
- Лидер (авторитет, может вести за собой),
- Дипломат (устанавливает контакты, преодолевает конфликты),
- Инноватор (умеет оценить и внедрить изобретение).
Методы выработки и принятия управленческого решения: метод мозгового штурма, метод общественной дискуссии, метод голосования «за», «против», метод утопических игр и т.д.