Билет 1. Социальная работа как междисциплинарная отрасль знания

Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.
Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите.

Субъект социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамика под влиянием различных факторов при защите гражданских прав личности.

Предметное поле социальной работы базируется на представлениях о системе «Человек-среда-регуляторы». Эта система отражает все реалии, с которыми имеет дело социальная работа (клиент-среда и их взмд)

Согласно данной концепции, предметное поле деятельности в социальной работе ограничено и определяется следующими группами факторов: человек или индивид, понимаемый как обобщенный клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации - Ч; социальная среда (семья, соседи, профессиональное окружение, общество, государство) - С; взаимодействие человека и среды и регуляторы этого взаимодействия - Вз.

Используя концепцию включения/исключения человека в социальные структуры, И.Григорьева и В.Келасьев(теор.и пр.соц.работы) предлагают рассматривать технологии «как средства оптимизации механизмов включения индивида в общество и различные социальные группы и как средства предотвращения их социального исключения».

Теория социальной работы – совокупность научных знаний в области социальной работы.

Научные знания в социальной работе делятся на 2 раздела:

·Естественные и точные(помогают сделать выводы из результатов наблюдений)

·Гуманитарные(с помощью таких знаний строятся научные предпосылки на основе ценностей, культурных традиций, личностных смыслов

Соц.работа носит интегративный характер по отношению к научному знанию.

Теор. основу соц.работы составляют науки об обществе(право, история,экономика,социология) и человеке(психология, антропология, медицина, педагогика)

Соц.работа как наука и профессиональная деятельность использует в своём арсенале принципы, методы и технологии, заимствованные из других наук.

Междисциплинарная концепция социальной работы. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Теор.соц.работы явл.междисципл., но отл. от таких смежных областей знания, как социология, психология и т. д. Общее между соц. р. как наукой и другими общественными науками заключается - опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке, в том числе и для социальной работы.К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр и др.

Философия выступает методологической основой социальной работы, определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком., в ырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, Деят.соц.раб.св.с соверш.чел.отн → духовно-нравственным измерением социальной работы, - гуманизм. Социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т.д.

Социология изуч. социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Социол.в соц.раб → структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.

Психология. Психоанализ.Знач.гуманист.псхологии.
Обе науки прикладные. Для практики социальной работы особое значение приобретают:

·Психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.

·Психологическое консультирование — оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.


Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному. А. В. Мудрик: любой социальный педагог — это социальный работник, но не всякий социальный работник — социальный педагог. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.

Антропология,- наука, изучающая человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Объедин.звено - с оциальное пространство — социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.

Отличия социальной работы от смежных отраслей знания. Безусловно, оригинальная теория профессиональной деятельности, во-первых, должна оперировать понятиями о своих собственных, а не заимствованных, теоретических и прикладных задачах и функциях, поскольку теоретические разработки, сделанные в смежных областях (например, в психологии, в социологии), не являются достаточными для социальной работы; более того, социальная работа как практика во многом обогатила эти и другие области знания о человеке и обществе в целом. Интересно, что эта первоначальная междисциплинарность социальной работы до сих пор прослеживается в факте существования различных точек зрения на ее предмет: если прослеживать границу и определять отличия социальной работы от социологии, то создается одно определение предмета социальной работы, если идти от другой ее ближайшей смежной области - психологии, то предмет социальной работы видится иначе. Так, например, западные социологи видят различия между социологией и социальной работой в "разделении ответственности": социология как социальная наука ставит своей задачей поиск общих закономерностей развития общества, тогда как социальная работа занимается вопросами взаимоотношений между общественными процессами и конкретными элементами, составляющими этого общества. Кроме того, если социология занимается вопросами всех условий общественного развития, то социальная работа ставит во главу угла условия, ведущие к ситуациям социальных дисфункций, когда общество по каким-то причинам (которые и должны быть предметом исследования) не справляется со своими функциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: