Технологии социальной работы с беспризорными

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Отличительные признаки беспризорности:

полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;

проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство);

подчинение неформальным законам.

Основными причинами беспризорности:

  1. разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы).
  2. масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.).
  3. причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

-изъятие ребёнка из негативного социального окружения;

- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;

- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;

- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы

работы с беспризорными детьми, среди которых:

1.Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.

2.Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.

3.Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.

4.Педагогическая коррекция.

5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).

6.Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо установление над ним опеки и попечительства.

Нормативно-правовая база организации социальной и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности. Практика социальной и профилактической работы по решению проблемы безнадзорности и беспризорности в регионе.

В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.

Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально депривированных группах детей – сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей (действующий до 2000 г.), который положил начало формированию государственной политики в этой области.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».

Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России"» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В результате исполнения подпрограммы ожидалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.

Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2002 г. № 154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47.

На основе этого приказа Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.

Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: