О телосложении и возрастных группах пловцов

Почти все сильнейшие пловцы наших дней отличаются атлетическим телосложением. Их мускулатура рельефна благодаря большой дополнительной тренировке с отягоще­ниями, которую они проводят на суше. Она увеличивает силу определенных мышечных групп туловища, плечевого пояса и рук и снижает ее в тех мышцах, которые имеют в плавании меньшее значение. И это свидетельствует о том, что сегодня мы «используем» наше тело более целенаправ­ленно и эффективно, чем когда-либо раньше.

Прежние представления об идеальных для тех или иных способов плавания типах телосложения устарели.

Не так давно, например, считалось, что пловец-чемпион должен быть крупным, высоким, сильным. Сегодня мы говорим только о силе, ибо мы прежде всего стремимся развить в нашем теле необходимую мощность. Именно эта способность — проявлять мощность — и является решаю­щей. Это означает, что если невысокий и стройный пловец обладает достаточной силой, он будет продвигаться в воде быстрее, чем высокий и крупный. Старая истина, что хо­роший спортсмен высокого роста всегда выигрывает у хорошего спортсмена небольшого роста, значительно утра­тила свою силу.

Телосложение сильнейших пловцов наших дней имеет гораздо более выраженные специфические черты по срав­нению с преяшими временами. Современные пловцы стали уделять больше времени развитию тех групп мышц, кото­рые несут при плавании основную нагрузку. Для этого они используют изометрические, изотонические, общоразвивающие упражнения и тренировку с отягощениями. Звезды женского плавания также стали выглядеть физически бо­лее развитыми. Однако они не так крупны и тяжелы, как их предшественницы, которым приходилось нести бремя лишнего веса. У них стройные талии, стройные и сильные ноги, особенно в бедрах, где у прежних чемпионок бывало много лишнего. Только в способе плавания брасс, в кото­ром в прежние времена лучше выступали стройные и лег­кие спортсмены, сегодня мы наблюдаем преимущественно пловцов мышечного типа. В других способах плавания плавучесть тела оказалась более важным свойством, чем рост и мышечная масса. Вообще спортсменам с недоста­точной плавучестью лучше специализироваться в сприн­терском плавании, где они могут компенсировать этот не­достаток мощностью движений. Напротив, спортсмены с хорошей плавучестью, высоко лежащие на поверхности воды, имеют преимущество в плавании на средние и длин­ные дистанции.

Плавучесть спортсмена можно определить при помощи научных методов. Менее точный, но вполне приемлемый для специалиста путь определения плавучести спортсме­на — это предложить ему лежать в воде без движения.

Помню, когда я стал работать с Джоном Конрадсом, то заметил, что плавучесть у него лучше, чем у других маль­чиков. Он не мог держаться на самой поверхности воды, но и не опускался так глубоко, как другие. То же самое я заметил у Мюррея Роуза, шотландца Яна Блека, амери­канца Роя Саари, японца Яманаки и у других выдающихся пловцов. Были и исключения, например Боб Уиндл, кото­рый имел плохую плавучесть, но успегпно выступил на дистанции 1500 метров.

Иногда структура мышечной ткани изменяется по мере полового созревания пловцов. Сначала, когда они имеют хорошую плавучесть, это помогает на всех дистанциях до­биваться высоких результатов. Затем удельный вес тела повышается, плавучесть снижается, и спортсмены пере­ключаются на спринтерские дистанции.

Совсем недавно существовала точка зрения, что, изучая телосложение пловца, можно выявить наиболее подходя­щие для него способ плавания и дистанцию. Считалось, что низкорослых и крепких пловцов следует ориентировать на длинные дистанции, высоких и широкоплечих — на спринт, а мощных здоровяков специализировать в баттер­фляе. Тренеры предпочитали спортсменов со стройной фи­гурой и гладкой мускулатурой. Однако слишком часто это приводило к ошибке. В наше время необходимая мускула­тура может быть создана в гимнастическом зале в соответ­ствии с замыслом тренера.

Боб Уиндл не был ни широкоплечим, ни коренастым. Его тип телосложения не подходит ни под одну категорию, и специализация таких спортсменов зависит от решения тренера.

Разумеется, при определении спринтерской или стайер­ской направленности большую роль играет темперамент пловца. Пловец-стайер должен обладать большой психологической устойчивостью и уравновешенным характером. Ему должна быть свойственна способность к длительной тренировке в условиях одиночества. Кажется, Мюррей Роуз сказал, что пловец-стайер — это человек замкнутого и сосредоточенного характера, человек «в себе». Если это так, то хороший спринтер — это человек общительного и живого характера. Это энергичный и подвижный тип со стальной пружиной и в характере, и в мускулах.

Пловец должен также иметь хорошее сердце, способное быстро приходить в нормальное состояние после интенсив­ных нагрузок; сердце, способное мощно работать, снабжая мышцы тела кислородом во время больших напряжений, таких, как плавание с максимальной скоростью.

Выявить потенциальных чемпионов среди совсем юных пловцов нелегко, и, разумеется, при этом мы вовсе не застрахованы от ошибок. Ведь большинство необходимых качеств, о которых я говорил, заметны не сразу. Кроме того, я уверен, что независимо от уровня развития физи­ческих качеств будущий пловец-чемпион должен обладать чувством воды. Выраженное наличие его у некоторых пловцов бросается в глаза, когда они только еще делают первые гребковые движения. Другие же спортсмены так никогда и не могут приобрести это качество, несмотря на усердие в тренировке.

Если вы находите, что тот или иной юноша обладает чувством воды, проверьте его плавучесть. Если он и здесь вам понравится, оцените его темперамент, психику. Если он выдерживает и это испытание, можете быть уверенны­ми, что у него есть возможность стать великим пловцом. Время покажет, правы ли вы.

Для пловца и его тренера высшей честью является за­воевание золотЪй олимпийской медали. Это значит гораз­до больше, чем установление мирового рекорда, потому что, если пловец добился победы на олимпиаде, его имя становится бессмертным в истории плавания. Многие годы в таблицах мировых рекордов мелькали имена, ныне уже позабытые, — имена людей, которые победили секундо­мер, но не сумели завоевать олимпийский титул.

Одно дело — соревноваться с секундомером, не ощущая напряжения состязаний с соперниками, и совершенно иное — выиграть у сильнейших пловцов мира в условиях колоссального напряжения спортивной борьбы в олимпий­ском финале. Именно поэтому самой трудной из всех про­блем является для тренера не подготовка спортсмена, который может плыть быстрее всех, а воспитание спорт­смена, который может проплыть быстрее всех в напряжен­нейших условиях соревнований. Очень часто пловцы, пока­зывающие почти фантастические результаты на первенст­вах штата или национальных первенствах, когда напряже­ние сравнительно невелико, не могут на олимпийских играх повторить свои результаты или показать время, близкое к своему рекорду. И дело не в том, что они не стараются сделать это. На самом деле многие из них ста­раются слишком сильно, сильнее, чем это возможно. В большинстве случаев это происходит по той причине, что они не могут показывать свои высшие достижения в любое время, когда это необходимо, и имеют недостаточный со­ревновательный опыт. Я бы назвал этих спортсменов «пловцами настроения».

На каждом крупном соревновании можно встретить де­сятки одаренных пловцов, которым не хватает уверенности в себе, уверенности в своем спортивном мастерстве. Эти пловцы приезжают не только из Австралии, но также из Великобритании, Голландии, Японии, Швеции, Финлян­дии, Новой Зеландии, Южной Америки и в несколько меньшей степени из ГДР и ФРГ. Напротив, американские пловцы чувствуют себя уверенно и хорошо знают, что им нужно делать, когда они прыгают в воду. Они основатель­но нацелены на напряженные состязания. Объясняется это тем, что американцы имеют отличную систему соревнова­ний возрастных групп. Пловцы США регулярно участвуют в соревнованиях начиная с восьмилетнего возраста. Если они выигрывают в родном городе, они едут на соревнова­ния штата, зональные соревнования и, наконец, на нацио­нальное первенство своей возрастной группы. Они приуче­ны показывать свои лучшие результаты даже в том случае, если, скажем, немного устали от того, что плохо ели или спали в предыдущую ночь или у них слегка расстроен желудок. Они хорошо подготовлены к борьбе за свои луч­шие секунды в соревнованиях благодаря прекрасному духу соперничества, заставляющего их выигрывать у своих сверстников, а если это не получается с первого раза, снова и снова пытаются выиграть.

Не говоря ужо о совершенно очевидных преимущест­вах, которые система возрастных групп дает пловцам с точки зрения приобретения соревновательного опыта, она также помогает скрашивать однообразие тренировок. Го­раздо легче развивать физические возможности юного пловца в соревновании с ребятами его возраста, чем застав­лять его в одиночку проплывать бесчисленные отрезки в бассейне. Соревнования доставляют ему удовольствие. Он рад быть в группе сверстников, и с ростом мастерства этой группы растет он сам. Я часто видел, как ребенок, который только что говорил, что он очень устал, чтобы проплыть очередной отрезок с помощью движений ног и с доской в руках или выполнить какое-либо подобное легкое упраж­нение, немедленно прыгал в воду и плыл с полным напря­жением сил, соревнуясь со своими сверстниками.

Специалисты в области плавания расходятся во мнени­ях, какой объем работы в воде должны выполнять самые юные пловцы. Те, кто развивается рано, естественно, мо­гут плавать на длинные дистанции. Опыт работы показал мне, что если очень юный пловец способен хорошо проплы­вать дистанции 800 или 1500 метров, то следует разрешить ему это. Обычно я тренирую юных пловцов два раза в день со сном между тренировками, когда это возможно. Они проплывают от двух до двух с половиной миль за каж­дую тренировку. Я стараюсь давать им один полный день отдыха в неделю, хотя заметил, что за этот день они не­сколько утрачивают чувство воды. Но я думаю, что психо­логический выигрыш от отдыха больше, чем потери от утраты чувства воды. Кроме того, детям разрешается не тренироваться после обеда в субботу и в воскресенье. Если отдых устраивается в пятницу, то вечером мы стараемся участвовать в соревнованиях. Все равно в глазах ребенка этот день остается днем отдыха, вероятно, из-за того, что происходит смена обстановки.

Я объединяю детей в группы в соответствии с их воз­можностями. Если, скажем, у меня есть 12 детей различ­ного возраста, я объединяю 6 сильнейших в одну группу и даю им возможность соревноваться друг с другом, а остальные, слабейшие, составляют другую группу. Сов­местное плавание равных по силам спортсменов создает дополнительные стимулы в тренировке и позволяет пол­ностью использовать преимущества групповой работы. Например, если в тренировке предстоит проплыть 1500 мет­ров на время, я объединяю в один заплыв всех пловцов, имеющих на дистанции 400 метров результаты 6.00 и луч­ше, и они стартуют первыми. За ними стартуют все те, У кого результат на дистанции 400 метров равен 6.30. Рас­полагая их таким образом или даже посылая друг за дру­гом с 5-секундным интервалом, мы можем дать хорошую тренировку большому количеству юных пловцов. В бассей­не с 8 дорожками не составляет труда работать на время с 60 юными пловцами одновременно.

Работа с пловцами, занимающимися в возрастных груп­пах, доставляет тренеру наибольшее удовлетворение в его деятельности. Очень часто в течение одного сезона они достигают таких больших успехов, что тренер не может не радоваться результатам своего труда. Разумеется, при воспитании совсем юных спортсменов всегда возникают проблемы, но они сводятся к минимуму самой системой возрастных групп.

Спринтерское плавание требует зрелости и силы, и по этой причине среди юных пловцов мало хороших спринте­ров. Но они могут показывать удивительные результаты в плавании на средние и длинные дистанции. И все же для тренера большой успех найти пловца, способного показы­вать настоящую скорость на дистанции 50 или 100 метров. Обычно это юноши раннего развития, обладающие сильной мускулатурой. Отличным примером пловца такого типа является австралийский спринтер Майк Уэнден. В 13-лет­нем возрасте он проплыл 110 ярдов вольным стилем за 58,5 секунды. В возрасте 16 лет он показал результат 53,8 на дистанции 110 ярдов и 1.57,3 на 220 ярдов.

В начале сезона мои ученики стартуют обычно на дис­танции 50 метров, затем я вскоре перехожу к дистанциям 400 и 800 метров по той простой причине, что на 50-мет­ровой дистанции трудно добиться постоянного роста ре­зультата. В спринтерском плавании улучшение идет на доли секунды, тогда как на длинных дистанциях спортсмен за один сезон нередко сбрасывает от 2 до 4 минут. Это дает чувство удовлетворения и спортсмену, и тренеру. Вооду­шевленные этим заметным улучшением, мы затем перехо­дим к усиленной спринтерской тренировке.

Трудно переоценить значение занятий по возрастным группам в сохранении длительного интереса к плаванию. Каждый тренер должен заботиться о том, чтобы поддер­жать спортсменов со средней одаренностью, включая их в группы пловцов с соответствующей подготовкой. Кто зна­ет, быть может, именно этот ребенок станет впоследствии чемпионом. Ведь возможно, что он просто поздно разви­вается.

Многим тренерам приходится встречаться с родителя­ми, которые хотели бы, чтобы их дети хорошо плавали, но... без тренировок с тяжестями и без чрезмерных физических напряжений. Родители говорят при этом, что их дети не хотят быть чемпионами. Иногда мне кажется, что эти родители просто страхуются на тот случай, если ребе­нок действительно не сможет стать выдающимся пловцом.

Удивительно, какие большие эмоции можно вызвать в группе юных пловцов, устанавливая нормативы в плава­нии на 200 и 400 метров различными способами и настраи­вая спортсменов на выполнение этих нормативов. Они рвутся превзойти контрольное время, и этот процесс до­ставляет им удовольствие. Можно установить нормативы и для отдельных пловцов. Это, пожалуй, лучший путь для того, чтобы обеспечить наибольший рост каждому спорт­смену.

Я видел детей, которые в начале сезона едва проплыва­ли одну длину бассейна, а к концу года становились силь­нейшими в своей группе.

Много лет я экспериментировал с различными вариан­тами тренировочных программ в возрастных группах. Иногда в течение всей недели давал одну и ту же нагруз­ку на каждой тренировке или разную программу для ут­реннего и вечернего занятия. Иногда в течение месяца я изменял план тренировки каждые 2 дня или же не давал никаких других упражнений, кроме дистанционного пла­вания. Пытаясь найти лучшую программу тренировки, я пришел к выводу, что лучше до самого прихода тренера в бассейн скрывать от спортсменов содержание предстоя­щего занятия. Когда они не знают, что их ожидает, у них сохраняется энтузиазм. Но если вы задаете им ту же самую работу более чем 2 дня подряд, у них снижается интерес к тренировке и падает настроение.

В возрастных группах целесообразна разносторонняя плавательная подготовка. Использование в тренировке всех четырех способов плавания, независимо от специали­зации пловца, повышает возможности спарринга и дух соперничества. Обычно спортсмены, добившиеся высоких результатов в одном способе плавания, как правило, доста­точно хорошо овладевают и другими.

Моя недельная программа для возрастных групп вклю­чает периоды плавания всеми способами. Если ребенок не умеет плавать одним из способов, я настраиваю его на овладение этим способом. Очень часто при этом выявляют-СЯ ^?°собнЬ1е Для комплексного плавания спортсмены.

Обычно недельная программа тренировки выглядит сле­дующим образом;

Понедельник

Утро: все плывут брассом.

Вечер: все плывут основным способом, в разминке и заключительной части занятия — другим способом (исклю­чая баттерфляй).

Вторник

Утро: все плывут на спине. Вечер: все плывут 1500 м на время.

Среда

Утро: все плывут баттерфляем.

Вечер: все плывут основным способом, но в разминке и заключительной части занятия — другим способом (ис­ключая баттерфляй).

Четверг

Утро: все плывут комплексно.

Вечер: все плывут на 2 мили (для тех, кто может это выполнить).

Пятница

Утро: отдых.

Вечер:соревнования.

Суббота

Утро: все плывут основным способом. Вечер: отдых.

Воскресенье

Утро: все плывут основным способом. Если этот способ освоен хорошо, спортсмен плывет отстающим способом.

Вечер: отдых.

Мы выполняем спринтерскую работу на коротких от­резках с ускорением, с заданной паузой отдыха между ними. Применяем упражнения в плавании дельфином при помощи ног, в плавании на спине на коротких отрезках, эстафетное плавание всеми способами, прохождение ди­станций 200 и 400 метров на время. Основная задача при этом состоит в том, чтобы разнообразная дневная програм­ма доставляла пловцам удовольствие и в то же время оста­валась бы достаточно эффективной. Я считаю, что исклю­чительное значение имеет способность тренеров поддерживать энтузиазм учеников, способность помочь перебо­роть однообразие и скуку тренировок. Умелый тренер не допустит, чтобы ребенок утратил «соревновательную ис­корку». Ребенок должен быть готовым состязаться, даже если чувствует себя не в форме. В плавании на дистанциях 1500 метров и 2 мили на время неоценимое значение име­ют дополнительные стимулы. Например, мои юные учени­ки могут получать в качестве приза плавательную доску с автографом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: