Стресс занимает особое место среди состояний человека, тк отличается устойчивостью, длительностью и разнообразием причин возникновения.
Основоположник учения о стрессе является Г. Селье, который определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.
В ответ на различные требования в организме возникают спецефические и неспецифические для каждого стрессора эффекты. Селье назвал это адаптационным синдромом или необходимостью проявления приспособительной функции организма и восстановления тем самым нормального состояния.
Для возникновения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования.
Итак, где действует стрессор, начинает наблюдаться общий адаптационный синдром (ОАС), в котором Г. Селье который выделяет 3 фазы:
тревога, во время которой организм готовится к встрече с новой ситуацией;
|
|
сопротивление, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
истощение, когда резервы организма значительно сокращаются.
Одни и те же стрессогенные обстоятельства могут вызвать у людей различные реакции. Существуют факторы, которые тормозят или усиливают проявление стрессового состояния. Это наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и др.
Нет смысла избегать стресса. Есть смысл относиться к нему с должным уважением и пониманием. Тем более, что, говоря о стрессе, люди обычно имеют в виду чрезмерный стресс – дистресс, когда человек переживает горе, страдание, утрату. Мы забываем о том, что стресс может оказывать и положительное воздействие на организм. В таком случае говорят об эустрессе.