Виды организационно-правовых моделей местного самоуправления. Общая характеристика

Модели организации местной власти:

1. Население избирает выборный представительный орган и главу местной администрации. Функции представительного органа и местной администрации четко разделены, так представительный орган осуществляют функцию представления интересов населения, функция нормотворчества и контроля. Местная администрация выступает исполнительно-распорядительным органом общей компетенции. Представительный орган и местная администрация организационно самостоятельны и взаимодействуют между собой посредством системы сдержек и противовесов.

2. Вводится должность главы муниципального образования, которого избирает непосредственно население. Он выступает одновременно высшим должностным лицом муниципального образования и главой местной администрации. В рамках данной модели глава муниципального образования доминирует над всеми иными органами местного самоуправления. Глава муниципального образования в рамках данной модели остается подотчетным представительному органу местного самоуправления только в качестве руководителя местной администрации. Подобная модель сложилась в нашем городе.

3. Третья модель устраняет организационную обособленность представительных органов местного самоуправления за счет расширения полномочий главы муниципального образования. Здесь глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: а) как высшее должностное лицо муниципального образования; б) как глава местной администрации; в) как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности в качестве главы муниципального образования. Функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели сохраняется. Расширение полномочий главы муниципального образования ведет и расширение форм его подотчетности, так глава муниципального образования подотчетен населению, как глава местной администрации, и как глава представительного органа, подотчетен представительному органу местного самоуправления. Подобная модель сложилась в сельских муниципальных образованиях нашего региона.

4. Принципиально повторяет третью, но с тем отличием, что глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом местного самоуправления. Эта модель имеет две разновидности: а) глава муниципального образования может избираться представительным органом из числа своих депутатов; б) круг лиц, из которых может быть избран глава муниципального образования, не ограничивается депутатами представительного органа.

5. Избираемый всем населением, глава муниципального образования соединяет в себе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и руководителя представительного органа местного самоуправления. Функции главы местной администрации исполняет иное лицо, которое замещает свою должность по контракту. В данной модели глава муниципального образования в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местного самоуправления. Сильная сторона данной модели заключается в том, что здесь имеет место попытка установления гарантий от необоснованной концентрации всей местной власти в руках одного должностного лица. Но в этой модели заложена возможность конфликта главы местной администрации, который возглавляет реализацию исполнительно-распорядительных функций и главы муниципального образования, который данными функциями не обладает.

6. Модификация второй модели, когда глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом местного самоуправления. Глава муниципального образования не является руководителем представительного органа местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: