Правовой статус главы муниципального образования

Это высшее должностное лицо самоуправляющейся едини­цы, наделенное уставом муниципального образования собст­венной компетенцией по решению вопросов местного значе­ния. Кроме статуса высшего должностного лица Закон 2003 г. наделяет глав муниципальных образований положением едино­личных органов местного самоуправления. Правовой портрет главы муниципального образования дополняется характеристи­ками, свойственными должностному лицу местного самоуправ­ления. Он является обладателем организационно-распоря­дительных (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по органи­зации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения. Совершенно точно, что в структу­ре любой модели муниципальной власти глава самоуправляю­щейся территории занимает первое место. Такое высокое поло­жение главы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать власть.

Закон 2003 г. Глава муниципального образования перешел в разряд обяза­тельных органов местного самоуправления. По-прежнему единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Наименование главы муниципального образования устанав­ливается законом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не мо­жет быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинают­ся со дня вступления в должность (обычно не позднее двух не­дель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в долж­ность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений: представительские, нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руково­дству с их разделением на подвиды (организационные, коорди­национные и т. д.). Полномочия глав могут быть перераспреде­лены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководителем администрации, в значительной степени присущи властно-управленческие, нормотворческие полномочия по руководству всеми отраслями местного хозяйст­ва, структурными звеньями администрации; руководитель муни­ципального образования — председатель думы — в большей ме­ре сосредоточен на организационно-контрольных полномо­чиях).

Общим для глав будут представительские полномочия в от­ношениях с другими органами местного самоуправления, орга­нами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муници­пальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов (по­становлений и распоряжений) по вопросам организации и дея­тельности представительного органа. Глава — руководитель местной администрации, который по вопросам местного значе­ния и отдельных государственных полномочий издает поста­новления, а по вопросам организации работы администра­ции — распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законода­тельства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципаль­ных образований подконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособ­ным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муници­пального образования.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодатель­ных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муници­пальными служащими. Законом не одобряется предпринима­тельская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой дея­тельности.

На глав муниципальных образований распространяется не­прикосновенность при привлечении к уголовной ответственно­сти, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении опе­ративно-розыскных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: