Избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение муниципальных выборов.
Классификация избирательных комиссий может быть проведена по следующим основаниям:
1) по видам комиссий, организующих подготовку и проведение выборов (избирательные комиссии субъектов Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований; территориальные комиссии; окружкомы; участковые избирательные комиссии);
2) в зависимости от иерархической подчиненности (выше- и нижестоящие комиссии).
Избирательная комиссия субъекта Федерации — это организующая выборы избирательная комиссия, т. е. комиссия, на которую избирательным законодательством возложено руководство деятельностью всех избиркомов по подготовке и проведению муниципальных выборов. Данное определение позволяет понять, почему в систему комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, включаются избирательные комиссии субъектов Федерации. Если соответствующая норма получит закрепление в региональных законодательных актах, комиссии субъектов Федерации получат право именоваться организаторами местных выборов. Прежде такой вопрос не всегда и не везде звучал внятно. Теперь он получил соответствующее разрешение.
|
|
Следующий уровень избиркомов — основной. Он включает избирательные комиссии муниципальных образований, а также территориальные избиркомы. Из всей системы только за избирательной комиссией муниципального образования законодательно закрепляется право по обеспечению подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления (п. 1 ст. 24 названного Закона). В этом смысле она монополист данного права (с точки зрения закона). Территориальные комиссии формируются для целей организации выборов в органы государственной власти (п. 1 ст. 26 названного Закона). Однако на территориальные комиссии могут быть возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местных выборов. Такое решение принимается комиссией субъекта Федерации по обращению представительного органа местного самоуправления.
Окружные избиркомы создаются в случаях, предусмотренных законом, в период выборов по одно- или многомандатным округам. Вместе с тем всего лишь одна фраза из федерального законодательства «полномочия окружных избиркомов могут возлагаться на иные избирательные комиссии» позволяет обойтись без комиссий этого уровня. Интересно, что делу муниципальных выборов такая мера ничуть не повредит. Напротив, она ведет к экономии средств (содержать одну территориальную комиссию или комиссию муниципального образования взамен десятка или нескольких десятков окружных — по количеству избирательных округов, несравненно выгоднее), упрощению взаимодействия избирательных комиссий.
|
|
Участковые комиссии — самое массовое звено в цепи избиркомов. Хотя законодатель в основном отводит им роль диспетчеров процесса голосования граждан, мы относим их к числу комиссий-организаторов. Такое суждение продиктовано оценкой всей совокупности полномочий участковых избирательных комиссий. Они контролируют соблюдение на территории участка порядка проведения предвыборной агитаций, уточняют список избирателей, что позволяет наделить их статусом комиссий, организующих выборы, пусть даже в предельно ограниченном пространстве'.
Следующее основание классификации избиркомов — существующая между ними иерархическая соподчиненность. В новом законодательстве о выборах она получила несравненно более выпуклое, и главное, содержательное значение. Названный Закон устанавливает развернутое определение выше- и нижестоящих избирательных комиссий. Вышестоящая комиссия — определенная в качестве таковой законом (федеральным или региональным) избирательная комиссия, обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избиркомам, организующим эти же муниципальные выборы. Соответственно нижестоящая комиссия — определенная в качестве таковой законом, организующая муниципальные выборы, по отношению к другим комиссиям, обеспечивающим проведение выборов этого же уровня. Такая градация комиссий необходима для определения их взаимоотношений. Ее введение в избирательную практику позволит ответить на вопрос, кто является старшим, а кому отводится роль подчиненного.
Правовая природа избирательных комиссий. Положения Закона об основных гарантиях избирательных прав кардинальным образом изменяют представление о правовом положении и порядке формирования избирательных комиссий. Довольно долгое время в этом вопросе была неопределенность, на что обращалось внимание специалистами в области избирательного права'. Это обусловило распространение различных трактовок правовой природы избирательных комиссий. Одни характеризовали комиссии в качестве формы самоорганизации избирателей. Действительно, комиссии, формирующиеся на основе предложений избирательных объединений и блоков, собраний избирателей по месту жительства, учебы, службы и работы представляют собой не что иное, как коллегии самих избирателей2. Другие, в принципе соглашаясь с такой позицией, считают, что этому типу отвечают комиссии нижестоящего уровня — участковые, окружные и территориальные. Центральная избирательная комиссия, комиссии субъектов Федерации рассматриваются как разновидность государственных органов3.
Новое избирательное законодательство внесло коррективы в этот вопрос. Центральная избирательная комиссия подтвердила свой статуе федерального государственного органа. Региональные избирательные комиссии также, сохранили значение государственных органов субъектов Федерации. Впервые статусом государственных органов в субъектах Федерации наделяются территориальные комиссии. В совокупности они образуют систему избиркомов — государственных органов, не относящихся ни к одной из известных ветвей власти, если опираться на конституционный принцип разделения властей. Не случайно они называются государственными органами, но не органами государственной власти. Их решения принимаются в сфере выборов и адресованы участникам избирательного процесса. Эта часть системы избиркомов. главным образом предназначена для организации и проведения выборов в федеральные и региональные органы государственной власти. Она пронизывает все уровни территориального устройства Российской Федерации: от федерального центра, субъектов Федерации до муниципальных образований, образуя готовую сеть комиссий, действующих на постоянной основе. Существующий одновременно механизм возложения на территориальные комиссии полномочий по проведению выборов в органы местного самоуправления позволяет им выступать также организаторами муниципальных выборов.
|
|
Избирательные комиссии муниципальных образований, повторяем, создаются только с целью организации местных выборов и референдумов. При необходимости они могут быть наделены полномочиями территориальных избиркомов. Но это возможно только в исключительных случаях. Новшеством является то, что комиссии муниципальных образовании получили статус органов местного самоуправления. На это, хотя и неоднозначно, указывает названный Закон: «Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе. органов местного самоуправления определяется законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования» (п. 2 ст. 24). Хорошо видно, что муниципальные органы призваны решать вопросы местного значения, установленные законодательным способом. Если исходить из того, что организация и проведение выборов — это один из вопросов местного значения, тогда соответствующие комиссии это, безусловно, органы местного самоуправления. Но это не очевидно, если исходить из анализа совокупности вопросов местного значения.
Окружным и участковым комиссиям по выборам органов местного самоуправления скорее подойдет характеристика коллегиальных органов, выступающих в форме самоорганизации граждан. Полагаем, что в подавляющем большинстве случаев на местных выборах окружкомы вообще не будут создаваться. Их в состоянии заменить территориальные комиссии и избирательные комиссии муниципальных образований.
|
|
Правовое положение избиркомов, организующих подготовку и проведение муниципальных выборов, характеризуется следующими особенностями:
1) срок полномочий избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления (комиссий субъектов Федерации, муниципальных образований и территориальных комиссий) равен четырем годам. Комиссии этой группы действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
Окружные избирательные комиссии действуют до дня официального опубликования решения о назначении следующих муниципальных выборов. Фактически продолжительность их деятельности приравнивается к сроку полномочий представительных органов местного самоуправления и зависит только от него.
Полномочия, участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня опубликования результатов выборов. В случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия данной участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом;
2) составы избирательных комиссий в связи с новым законодательством о выборах формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших. списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, местного самоуправления, общественных объединений. В комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, каждого избирательного объединения или блока, общественного объединения.
Анализ избирательного законодательства указывает на изменение качества субъектов, представляющих кандидатов в составы избирательных комиссий. Приоритет отдается политическим партиям, избирательным блокам (в составе которых Должно быть не менее одной партии). Сделано это намеренно в целях стимулирования участия политических партий в избирательном процессе. На это сориентировано современное российское законодательство о политических партиях и выборах.
Кроме указанных субъектов, правом выдвижения претендентов в избирательные комиссии обладают: представительные органы местного самоуправления, избирательные комиссии субъектов Федерации предыдущего состава, ЦИК РФ (при формировании комиссий субъектов Федерации); собрания избирателей по месту службы, учебы, жительства и работы, избирательные комиссии муниципальных образований предыдущего состава, региональные избирательные комиссии, избирательные объединения <блоки), допущенные к распределению мандатов в местном представительном органе (при создании избиркомов муниципальных образований).
Существенные перемены произошли в определении органов, назначающих составы избиркомов. Окружные, территориальные и участковые комиссии назначаются вышестоящими избирательными комиссиями, организующими подготовку и проведение выборов (прежде это право принадлежало местным представительным органам). Избирательные комиссии муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления. Наконец, комиссии субъектов Федерации формируются региональным законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта Федерации в равной пропорции.
Резюмируя сказанное, обратим внимание на следующее. Избирательное законодательство внедрило совершенно новый принцип образования избирательных комиссий самого значительного в количественном отношении уровня (территориальных, окружных и участковых). Они назначаются вышестоящими комиссиями, что неизбежно ведет к созданию единой вертикали избирательных комиссий, которая усиливается также за счет иных мер организационно-правового, финансового характера. Создание подобной вертикали в демократической по своей природе избирательной системе воспринимается неоднозначно в российском обществе.
Органы, ответственные за формирование комиссий, обязаны назначить не менее одной второй от общего числа их членов на основе предложений партий, избирательных объединений и блоков. Таким образом, доля партийного присутствия возросла с одной трети состава комиссий (по Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации 1997 г.) до одной второй (по Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 2002 г.»).
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии;
3) численный состав избиркомов определяется законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. В федеральном законодательстве устанавливаются параметры лишь трех комиссий — ЦИК РФ (15 человек) субъектов Федерации (от 10 до 14 человек) и территориальных (от 5 до 9 человек), т. е. тех комиссий, которые ответственны за организацию подготовки и проведение выборов в органы государственной власти;
4) избирательные комиссии, реализуя две основные функции (осуществление и защита избирательных прав граждан, подготовка и проведение выборов), наделены разнообразными полномочиями. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, законодательных актах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований применительно к каждому уровню избиркомов. Решения комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований, избирательных объединений (блоков), организаций, должностных лиц, избирателей. В рамках собственной компетенции комиссии независимы от органов государственной власти и местного самоуправления;
5) в основу деятельности избирательных комиссий положены принципы, раскрывающие существо их деятельности.
Принцип коллегиальности первейший среди них. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Решения по текущим вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Ключевые вопросы об избрании, освобождении от должности председателя, его заместителя и секретаря комиссии, об итогах голосования, результатах выборов и некоторые другие принимаются при поддержке большинства голосов от установленного числа членов комиссии.
Принцип гласности реализуется посредством различных форм. На заседаниях комиссий могут присутствовать представители органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных объединений и блоков, средств массовой информации и т. д. Комиссии обязаны оповестить всех о предстоящих заседаниях и обеспечить им возможность свободного доступа. Требованием закона является обязанность избиркомов публиковать в СМИ различного рода сведения, решения, связанные с подготовкой и проведением выборов. При рассмотрении жалоб и заявлений на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать все заинтересованные стороны.
Принцип обязательности решений комиссий дополняет характеристику их правового статуса. Общее правило касается обязательности актов комиссий для властных органов, организаций и учреждений всех форм собственности, избирателей при условии, что эти акты приняты в рамках отведенной им компетенции. Решения избиркома, не отвечающие требованиям закона, принятые с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящими комиссиями или судом.
Рассказ об избирательных комиссиях был бы неполным, если обойти вниманием еще одно новшество федерального законодательства. Речь идет о председателях комиссий./Часть из них назначается на должность из числа членов комиссий с правом решающего голоса и освобождается от должности вышестоящими комиссиями. Это касается руководителей/территориальных, окружных и участковых комиссий. Председатели региональных и муниципальных комиссий избираются тайным голосованием на первом заседании по предложению ЦИК РФ и комиссии субъекта Федерации соответственно. Если кандидатура отклонена, вышестоящей комиссией предлагается новая кандидатура.