Установление результатов выборов депутатов представительных органов местного самоуправления

Голосование как непосредственное волеизъявление граждан представляет собой пик избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления. В российском избиратель­ном законодательстве прочно укоренились четыре типа голосо­вания: досрочное; вне помещения для голосования; на избира­тельных участках непосредственно в день голосования; повтор­ное голосование. Каждое из них имеет свою специфику, связано с наступлением определенных обстоятельств.

Досрочное голосование предназначено для граждан, отсутст­вующих в день голосования по месту своего жительства по ува­жительной причине (отпуск, служебная командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государствен­ных или общественных обязанностей, состояние здоровья). За те годы, что существует досрочное голосование, законодатель последовательно ужесточал требования к процедуре его осуще­ствления. Например, до недавнего времени гражданин имел возможность не указывать причину, в связи с которой он голо­совал досрочно, сегодня это обязательное условие для голосо­вания.

Досрочное голосование возможно в окружной территори­альной избирательной комиссии за 15—4 дня до голосования или в участковой комиссии не ранее чем за три дня до голосо­вания.

Голосование вне помещения избирательного участка пред оставляется гражданам, которые не могут самостоятельно по ува­жительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Обязанность по обес­печению возможности такого голосования возложена на участ­ковые избирательные комиссии. Подобного рода голосование проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя. За­явления (обращения) могут быть поданы в комиссию не позд­нее чем за четыре часа до окончания времени голосования. Го­лосование за пределами помещения участка сопровождается процедурой регистрации заявлений и обращений граждан в специальном реестре, который хранится вместе со списком из­бирателей.

Голосование на избирательном участке — основной тип го­лосования, в котором принимает участие подавляющее боль­шинство избирателей. Он предусматривает заполнение бюлле­теня избирателем в специально предназначенной для этих це­лей кабине, ином оборудованном месте, где не допускается присутствие посторонних лиц. Бюллетени выдаются избирате­лям, включенным в список избирателей по предъявлении пас­порта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Для избирателей, не имеющих возможности голосования на участ­ке, где они включены в списки избирателей, существует вари­ант голосования по открепительным удостоверениям на том участке, на котором они будут находиться в день голосования. В этом случае гражданин получает бюллетень по предъявле­нии своего паспорта и открепительного удостоверения, кото­рое является основанием для включения гражданина в список избирателей. В нем делается в связи с этим дополнительная отметка.

Процедура голосования на избирательном участке подроб­ным образом регулируется законодательством. Интерес пред­ставляет положение, которое впервые нашло отражение в на­званном Законе. Согласно ему кандидатам, избирательным объединениям (блокам), иным лицам, заинтересованным в ис­ходе выборов, запрещается предпринимать действия, направ­ленные на обеспечение доставки избирателей для участия в го­лосовании. Это не что иное, как ответная реакция законодателя на распространенную в избирательной практике технологию, которую с полным основанием можно отнести к разряду «гряз­ных» приемов ведения предвыборной борьбы.

Повторное голосование, как правило, проводится, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимое для избрания число голосов избирателей. В этом случае повторное голосование проводит­ся по двум или более кандидатам (в зависимости от того, как решается данный вопрос в федеральном/законе, законе субъ­екта Федерации о выборах), получившим наибольшее число голосов. Вполне реальна другая ситуация, когда предусмот­ренное законом повторное голосование не проводится. Это возможно, если в бюллетень на выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для из­брания число голосов избирателей. В этом случае избиратель­ная комиссия, организующая выборы, признает выборы несо­стоявшимися.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, набравший большее число голосов по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.

Подсчет голосов подробно регламентируется избирательным законодательством. По сути, это определенная последователь­ность действий участковой комиссии, отступление от которых может повлечь за собой жалобу в вышестоящую избирательную комиссию или судебные органы. Помимо строгого соблюдения очередности в действиях комиссии, к подсчету голосов избира­телей предъявляется требование обеспечения гласности, про­зрачности этой процедуры. Это предполагает: участие наблюда­телей, кандидатов, доверенных лиц в контроле за подсчетом; оглашение и оформление в увеличенной форме протоколов об итогах голосования всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей; обеспечение пол­ного обзора действий членов участковой комиссии с правом решающего голоса, непосредственно участвующих в процедуре подсчета.

Подчеркнем одну особенность, имеющую отношение к мест­ным выборам. Когда избирательные кампании разных уровней совмещены, подсчет голосов избирателей по выборам в органы местного самоуправления производится в последнюю очередь.

Чтобы понять законодательную детализацию технологии подсчета голосов избирателей, проиллюстрируем ее двумя при­мерами. У неиспользованных бюллетеней отрезается левый нижний угол. При этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистриро­ванных кандидатах, наименований избирательных объединений (блоков) и от строки «Против всех кандидатов» или «Против всех списков кандидатов».

Другой пример: бюллетени подсчитываются путем перекла­дывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.

Определение результатов муниципальных выборов осуще­ствляется избирательной комиссией, их организующей, на ос­новании первых экземпляров протоколов участковых комис­сий об итогах голосования путем суммирования содержащих­ся в них данных. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Комиссией прини­мается одно из следующих решений: при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления — это признание избранным кандидата (кандидатов) (по числу ман­датов), получившего (получивших) наибольшее число голосов избирателей, при условии, что число поданных за него (них) голосов превышает число голосов, поданных против всех кан­дидатов. При равном числе голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее; при выборах главы му­ниципального образования — кандидат, набравший более по­ловины голосов избирателей из числа принявших участие в голосовании.

Муниципальные выборы признаются несостоявшимися, ес­ли: в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей (законом субъекта Федерации допускается отсутствие минимального процента от числа изби­рателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися); число го­лосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше, чем чис­ло голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

по иным основаниям, связанным с проведением местных вы­боров по пропорциональной избирательной системе (подобные случаи в Российской Федерации единичны).

Выборы могут быть признаны недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установле­нии их итогов нарушения не позволяют с достоверностью оп­ределить результаты волеизъявления граждан; если они при­знаны недействительными на части участков, списки избирате­лей на которых на момент окончания голосования включают в совокупности не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей; по реше­нию суда.

Соответствующая избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов после их опубликования производит регистрацию избранных депутатов, глав муници­пальных образований и выдает им удостоверения об избра­нии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: