Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления

В Российской Федерации установлены минимальные огра­ничения для баллотирования в органы государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся: отсутствие граж­данства; признание гражданина по решению суда недееспособ­ным; содержание в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничения касаются как ак­тивного, так и пассивного избирательного права.

Вместе с тем осуществление избирательных прав в условиях муниципальных выборов имеет особенности. Одна из них свя­зана с предоставлением права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления иностранным гражданам, по­стоянно проживающим на территории соответствующего му­ниципального образования. Но это правило распространяется не на всех иностранцев. Оно касается лишь тех лиц, с государ­ствами которых Российской Федерацией заключены междуна­родные договоры. Другая особенность — ограничение в реали­зации пассивного избирательного права военнослужащими, проходящими службу по призыву, курсантами военных образо­вательных учреждений, если до призыва (учебы) они прожива­ли за пределами муниципального образования, на территории которого проводятся выборы органов местного самоуправле­ния..

Реализация пассивного избирательного права обременена дополнительными ограничениями, обусловленными установка­ми федерального законодательства о выборах. К ограничениям подобного рода может быть отнесено:

1) установление минимального возраста, необходимого для избрания депутатом представительного органа местного само­управления, главой муниципального образования (21 год).

2) запрет на регистрацию гражданина в качестве кандидата при наличии в отношении него вступившего в законную силу решения суда о лишении данного лица права занимать муни­ципальные должности в течение определенного срока;

3) ограничение, не позволяющее одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного уставом самоуправляющейся территории коли­чества сроков подряд.

4) невозможность выдвижения кандидатом гражданина, за­мещавшего в должности главу муниципального образования и досрочно прекратившего исполнение полномочий по собствен­ному желанию или в связи с выражением ему недоверия насе­ления либо отрешенного от должности Президентом РФ, выс­шим должностным лицом субъекта Федерации, на выборах, на­значенных в связи с указанными обстоятельствами.

5) невозможность выдвижения депутата местного представи­тельного органа кандидатом при проведении дополнительных или повторных выборов для замещения вакантного депутатско­го мандата в этом же органе местного самоуправления.

Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления на должности глав муниципальных образова­ний выдвигаются непосредственно и в составе списка кандида­тов. Непосредственное выдвижение осуществляется путем са­мовыдвижения избирательным объединением или блоком. Список кандидатов выдвигается только избирательным объеди­нением (блоком). выдвижении кандидата (списка кандидатов) в избиратель­ную комиссию, организующую муниципальные выборы, пред­ставляется письменное уведомление. Его форма определяется законом субъекта Федерации. Помимо уведомления в комис­сию направляется письменное заявление кандидата о согласии баллотироваться. В заявлении в обязательном порядке должны быть отражены: сведения биографического характера (ф. и. о. кандидата, дата и место его рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность); адрес места жительства; данные документа, удостоверяющего личность; сведения о судимостях кандидата; его гражданство.

Вместе с заявлением и уведомлением, прилагаются сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежа­щем кандидату на праве собственности (в том числе совмест­ной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения могут не предъявляться при выборах депутатов представитель­ных органов местного самоуправления, если избирательные ок­руга образованы со средней нормой представительства не свы­ше 5 тыс. избирателей.

Практика показывает, что инициатива самовыдвижения — э то чрезвычайно упрощенная технология, имеющая на наш взгляд, мало общего с демократическими устоями.

Несравненно более высокие требования законодатель вы­двигает к избирательным объединениям (блокам). Выдвижение ими кандидатов осуществляется на съездах (конференциях, со­браниях) тайным голосованием. Применительно к политиче­ским партиям или блокам, в которых партии состоят, Закон требует, чтобы при выдвижении соискателей на выборные должности публиковались партийные программы (не позднее чем за 10 дней до дня голосования не менее чем в одном госу­дарственном или муниципальном периодическом издании, а также в Интернете).

Очевидно, что политической партии (избирательному объе­динению) или блоку следует затратить гораздо больше усилий, чем кандидатам, идущим самостоятельно. Необходимо прове­дение сложных организационных мероприятий.

Под избирательным объединением понимается политическая партия, ее региональное отделение, иное структурное подразде­ление партии. В соответствии с Законом «О политических пар­тиях» последние получили право участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Фактиче­ски они выступают обладателями монопольного права по фор­мированию государственной власти. Что касается местного са­моуправления, то наряду с партиями в муниципальных выборах разрешено участвовать общественным объединениям, уставы которых предусматривают возможность осуществления выбор­ной деятельности. При этом к общественному объединению предъявляются следующие требования: оно должно быть созда­но в форме общественной организации или общественного движения; устав такого общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее, чем за год до дня голосова­ния (либо за шесть месяцев до дня голосования, если выборы назначены в связи с досрочным прекращением полномочий ор­гана местного самоуправления).

Избирательный блок — добровольный союз двух и более из­бирательных объединений (их максимальное количество долж­но составлять не более трех). Непременным участником блока выступает политическая партия, другими его субъектами могут быть общероссийские общественные объединения. Варианты консолидации различны: блок может состоять из одной или не­скольких партий, являющихся избирательными объединения­ми, одного или нескольких общероссийских общественных объ­единений, выступающих в альянсе с политическими партиями.

Избирательные блоки подлежат регистрации в избиратель­ной комиссии, организующей выборы. Блоки обладают права­ми избирательного объединения.

Избирательные объединения (блоки) вправе выдвигать кан­дидатов непосредственно и в составе списка кандидатов. Общее правило: кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Оно не при­меняется относительно избирательных объединений и блоков, поскольку те в состоянии выдвигать кандидатов на одних и тех же выборах по одномандатному (многомандатному) избира­тельному округу и в составе списка кандидатов.

По-прежнему законодательство позволяет кандидатам соби­рать в поддержку инициативы своего выдвижения подписи из­бирателей. Их количество не может превышать 2% от числа из­бирателей, зарегистрированных на территории округа.

В отдельных случаях, установленных законом, сбор подпи­сей не производится. Он по решению кандидата, избирательно­го объединения (блока) может быть заменен внесением залога. В принципе закон допускает и иной вариант, когда сбор подписей и внесение залога осуществляется одновременно. Кстати, это наиболее расхожий в настоящее время способ поведения кандидата или объединения, страхующий претендентов от не­приятных неожиданностей. При проведении выборов в пред­ставительные органы местного самоуправления со средней нор­мой представительства избирателей менее 10 тыс. подписи так­же могут не собираться (п. 17 ст. 38 названного Закона). И еще одно положение, категорически отрицающее необходимость процедуры сбора подписей. Оно касается тех политических партий, которые по результатам ближайших предыдущих выбо­ров депутатов Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ были допущены к распределению депутатских манда­тов. Это положение имеет отношение к выборам всех уровней власти.

Регистрация кандидатов осуществляется избирательными комиссиями, организующими местные выборы муниципальных образований: территориальными и окружными избиркомами. Основание регистрации — представление соответствующих до­кументов (уведомление, заявление, сведений о размере и об ис­точниках доходов, об имуществе кандидата, подписей избира­телей или внесение залога). Надо сказать, что регистрация про­изводится только на основании собранных подписей или залога. В случае их одновременного внесения при регистрации кандидата (списка кандидатов) на основании подписей избира­телей избирательный залог подлежит возврату.

Регистрация изменяет статус кандидата, выдвинутого на со­искание выборной муниципальной должности, и превращает его в зарегистрированного кандидата, обладающего широким перечнем прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: