Роль и место конфликтов в исламских концепциях миропорядка

Исламские концепции миропорядка заслуживают отдельного рассмотрения в силу того, что они представляют собой альтернативу западным концепциям. В отличие от западной традиции, в случае с исламом не приходится говорить о подлинной теории международных отношений. В мусульманском политическом дискурсе концепции миропорядка в XXI в. скорее являются неотъемлемой частью ислама как религии, политической идеологии, а также социально-политической и духовной практики. От этого вся система исламских организаций и норм в современном мире довольно часто представляет собой своеобразное дублирование универсальных международно-правовых принципов и международных организаций с поправкой на их соответствие принципам и канонам ислама. Так, например, наряду со Всеобщей Декларацией прав человека ООН (1948) принята Всеобщая Исламская декларация прав человека (1981), комплекс международно-правовых актов, направленных на борьбу с терроризмом, дублируется подобным набором документов, принятых в рамках Организации Исламская Конференция. В качестве исламских аналогов глобальных международных организаций можно привести Исламскую организацию по образованию, науке и культуре (ср. ЮНЕСКО), Исламскую комиссию Международного Красного Полумесяца (ср. Международный Красный Крест), Исламский Банк Развития (ср. МБРР) и т. д. Даже неформальному клубу наиболее развитых государств мира - Большой Восьмерке (при учреждении - Большая Семерка) в 1996 г. был создан аналог, т. н. «Исламская семерка» в составе Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Бангладеш, Малайзии, Индонезии и Нигерии.

При всем росте солидарности в мусульманском мире ислам не имеет общей концепции глобального развития. Более того, в отличие от концепций западного происхождения, авторами идей относительно грядущего миропорядка в мусульманской общественно-политической мысли не являются отдельные ученые или исследовательские институты. Современное исламское видение будущего миропорядка обретает концептуальные черты скорее в изложении религиозных лидеров и политиков-практиков, нежели интеллектуалов. В обобщенном виде их альтернативу глобализации по западной модели можно представить как ряд проектов по развитию исламской интеграции на региональном и глобальном уровнях.

Множество исламских проектов грядущего мироустройства можно обобщить в рамках трех основных концепций:

1.Модернизированный (либеральный) ислам. Идея этой концепции, разрабатываемой и поддерживаемой правительственными кругами мусульманских государств, имеющих тесные экономические отношения со странами Запада, состоит в том, чтобы, совмещать рост исламской солидарности с приобщением к общечеловеческим ценностям. В перспективе этот проект предполагает «диалог цивилизаций», при условии, если Запад позволит странам исламского мира занять равноправное положение в мировой политике и экономике

2. Традиционалистский ислам - отражение умеренно-консервативных взглядов в исламском сообществе. Сторонники этой концепции видят спасение от негативного влиянии глобализации в избирательном подходе при сотрудничестве с Западом, ограниченном проникновении западных ценностей в исламские государства.

3.Фундаменталистские концепции - наиболее радикальные и нацеленные на конфликт. Они разрабатываются, поддерживаются и осуществляются негосударственными участниками политических процессов - прежде всего, вооруженными экстремистскими группировками. Они наиболее активны в зонах вооруженных конфликтов (Палестина, Ирак, Афганистан), но при этом тесно связаны с некоторыми правящими режимами на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Иран) и многочисленными мусульманскими диаспорами в странах Запада. В последнее время наблюдаются случаи прихода к власти радикальных исламистов в некоторых государствах - Алжир, Афганистан, Палестина.

Основные положения радикальных исламистских концепций будущего миропорядка сводятся к следующим положениям: - политическая экспансия, т. е. стремление установить истинно исламской (в их понимании) власти в странах распространения мусульманской религии;- возвращение ислама в регионы его распространения в период расцвета исламской цивилизации;- использование насильственных методов в распространении своих взглядов (терроризм, силовой захват власти, государственный террор).

Как очевидно, приведенные обобщения исламских концепций в различной степени выявляют их конфликтную составляющую. Вместе с тем, следует отметить их общие черты: - признание ислама как наиболее перспективной платформы для солидаризации народов, традиционно его исповедующих;- признание глобальной исламской интеграции как адекватной, «здоровой» альтернативы глобализации по западной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: