Русский сентиментализм

Сентиментализм занимает место стиля, предшествующего романтизму. Сентиментализм как литературное и художественное течение возник под влиянием просветительских идей, интерпретированных сентиментализмом по-своему: человека может улучшить не разум, не образование и науки, а воспитание, совершенствующее его «естественные» чувства. Его существование в Европе совпадает с эпохой Просвещение, в России – с периодом царствования Павла I и Александра I.

Идейная составляющая сентиментализма, утверждавшая, что человеком управляют чувства, а не разум, вызвала к жизни новый тип героя. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой – демократ, аристократ, стремящийся скрыться от суеты и фальши своей среды, или простолюдин, но облоадающий богатым духовным миром.

Среди русских писателей дань этому стилю отдали Н.М. Карамзин и В.А. Жуковский в ранний период своего творчества.

Популярнейшая в свое время повесть Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826) «Бедная Лиза» является римейком популярного в европейской литературе сюжета – истории о прекрасной цветочнице. Юная Лиза, оставшись без отца и при больной матери вынуждена трудиться не покладая рук. Весной она продает ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в нее и готов даже жениться на ней, вопреки правилам своей семьи. Несколько месяцев идиллии прерываются необходимостью возвращения молодого человека в полк. Спустя пару месяцев Лиза случайно встречает Эраста в Москве в великолепной карете и узнает, что он помолвлен (он проиграл в карты свое имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд.

К этому течению как по времени, так и по ценностным символам вполне можно отнести жанр русского провинциального портрета в стиле наив. В 1970-е гг. советский искусствовед Савелий Ямщиков обратил внимание на феномен ярославского провинциального портрета. Первыми он нашел 16 портретов кисти Григория Островского (1756–1814). Потом были находки в запасниках музеев городов северо-востока страны – в Ярославле, Переславле-Залесском, Костроме, Солигаличе бытовых портретов, написанных Павлом Календасом (1820-?), Николаем Мыльниковым (1797-1842), Дмитрием Кореневым (1742/47-1826), Иваном Тархановым (1780-1848) и рядом неизвестных художников.

Некоторые из художников были крепостными, но большинство мещане. Некоторые совмещали бытовую живопись и иконописание, как Мыльников. Для их работ характерны безусловное портретное сходство, выразительность моделей, мастеровитость. Никто из них не учился живописи в академической среде, в лучшем случае у такого же провинциального самоучки, как и большинство из них. Хотя по портретам видно, что Островский блестяще владел техникой и приемами европейской живописи, с которой художник мог быть знаком, благодаря поездкам с Черевиными (по одной из версий был их крепостным) в Москву, Петербург, а вероятно и в Париж.

Среди персонажей «ярославских портретов» помещики и провинциальное купечество. Сословно ориентированные, портреты ярославских купцов, мещан, военных, духовенства, дворян создавались художниками – выходцами из той же городской среды, стоящими вровень с заказчиком и по происхождению, и по образу мыслей.

Усадебный портрет неоднократно упоминается в русской литературе – у Г.Р. Державина («О славных подвигах великих тех мужей, // Чьи в рамах по стенам златым блистают лицы, // Для вспоминанья их деяний, славных дней, // И для прикрас моей светлицы»), у А.С. Пушкина («Дубровский»). Портрет был средоточием тех ценностей, которые вместе с портретом передавались в родовых вотчинах из поколения в поколение. Украшая дом, портреты его хозяев являлись как бы воплощением «духа» дома, служили показателем жизненного уровня и положения в обществе изображенных на них лиц. Чаще всего портреты супругов были парными.

Испытывая потребность в самоутверждении, «третье сословие» создает свои портреты. Но дворянская культура ему чужда, не отвечает их нравственным, религиозным и эстетическим идеалам. Воплотить новое мироощущение могла только своя, «третья культура». Ее наиболее полным выражением и стал провинциальный портрет. Истоки его художественного языка лежат в житийных иконах XVI-XVII веков, традиций парсуны, в польских дворянских портретах эпохи барокко, явно знакомых ярославцам, и в крестьянском искусстве.

Художник более позднего времени Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) – крепостной помещиков Милюковых, живших в усадьбе Спасское (Тверская губ.), учился у А.Г. Венецианова, но в его картинах – портретах, интерьерах и пейзажах, сохранился тот же наивный взгляд на мир. Хлопоты Венецианова о выкупе Сороки на свободу успеха не имели. Личная судьба крепостного художника – готовый сюжет для сентиментального романа. Взаимное чувство с господской дочерью; насильственная женитьба на крепостной девушке; барышня также насильно выдана замуж за полицейского ротсистра. После телесного наказания, назначенного его уже бывшим хозяином помещиком Милюковым, Сорока покончил с собой. Его Лидия позже отравилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: