Между реализмом и авангардом: модернистское изобразительное искусство первой половины ХХ в

Хотя в конце XIX столетия начались активные атаки на реализм, в искусстве и литературе он оставался ведущим направлением. Это объясняется самой природой искусства. Художник всегда в большей или меньшей степени ориентирован на реальность. Даже когда творение автора носит откровенно субъективный характер, и сам автор и его творение являются частицей реального мира.

В творческом соревновании с символизмом во второй половине XIX в. реализм показал свою жизнеспособность, умение адаптировать авангардные находки и приемы для отражения явлений иррациональных и непостижимых, также присутствующих в реальном мире. Реализм как никакой другой метод способен к саморазвитию, не отставая от тех постоянных изменений, которые происходят в мире. В ХХ в. границу между реалистическим и модернистским искусством провести непросто.

С точки зрения представлений XIX в. реализм ХХ в., очевидно, что и не совсем реализм. Но в сравнении с современными ему модернистскими течениями это явно реализм. Принцип реализма XIX в. – жизнеподобие. В самом начале ХХ в. возникают новые формы в искусстве и литературе, основанные на специфике индивидуального видения художника. Если зритель или читатель солидарен с мастером, то создания художника в большей или меньшей мере адекватны реальности, вернее, несут в себе какие-то существенные элементы действительности.

В соответствии с этим определением такие стили первой половины ХХ в. как европейский фовизм и русский лучизм, располагаются ближе к реалистической традиции.

Анри Матисс (1869-1954), один из основателей и лидеров фовизма, течения, ставящего целью передачу зрителю энергии, заключенной в картине, получение наслаждения от чувственной красоты внешних форм. Чувства эти рождены не культурным опытом человека, а его естественной, «дикой», биологической сущностью. Художник не может прогнозировать эмоциональную реакцию зрителя, поскольку она стихийна. В своем творчестве Матисс выражал праздничную красочность мира и радость бытия; его мир – это мир танцев, музыки, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна – любимый мотив художника.

Амадео Модильяни (1884–1920) – автор своеобразных портретных полотен. Удлиненные вытянутые фигуры, едва намеченные портретные черты, полное отсутствие психологизма, гиперболические формы ню – все это на время удаляет от правдоподобия. Но его элитарное искусство со временем становится массовым.

С середины XIX и по 1920-е годы культурные процессы во Франции и России проходили в близких ритмах и формах. Русские художники Б. Кустодиев, М. Ларионов, А. Лентулов ставили задачи, близкие Матиссу и Модильяни. Все они много экспериментировали со многими стилями, пока не выработали свой собственный.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) создал особый визуальный мир; в его творчестве чувствуется влияние фовизма и русского лубка. На его картинах перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) прошел через периоды увлечения импрессионизмом, фовизмом, примитивизмом, но в результате создал лучизм, новое направление в живописи. Изображение на картине должно было создаваться цветными лучами, потоками света. Петр Петрович Кончаловский (1876-1956), переработав постимпрессионистские традиции, сделал ставку на яркий цвет и нарочито огрубленную линию рисунка. Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) наиболее близко подошел к линии, разделявшей классический модернизм и авангардизм в форме кубофутуризма. «Левизна» в искусстве характерна для раннего этапа творчества. Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей, – пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками. С начала 1920-х гг. Лентулов переходит к тональной живописи.

Искусство скульптуры в Западной Европе развивалось в направлении от экстатической пластики к пластике условных образов. Огюст Роден (1840-1917), основоположник импрессионизма в скульптуре, своим творчеством заполнил высшую ступень развития реалистической скульптуры, подлинной как в передаче красоты человеческого тела, так и состояния человеческой души. Норвежец Густав Вигеланд (1869-1943) – продолжатель этой тенденции. В течении 35 лет он создал для коммуны г. Осло 227 скульптурных групп, отражающих богатейшую гамму человеческих отношений и «состояний человека». Большинство статуй изображают людей разных возрастов, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передает определенный набор эмоций, человеческих отношений, нередко с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия. Но большинство достаточно просты, как, например, композиция «Не оставляйте детей без внимания». От плотной группы женщин и детей немного отстоит мальчик, которого продолжает держать за руку мать, считающая, что этого достаточно для его безопасности, но он уже схватил змею.

Стоит ли удивляться, что скульптурные композиции и портреты нового периода не демонстрируют совершенство, а скорее обнаруживают изысканность форм, тяготеющих к геометрическим фигурам, как это видно в работах Осипа Цадкина и Генри Мура. Знаменитый британский скульптор Генри Мур (1898–1986) обрабатывал йоркширский камень отдельными линиями, деталями и выразительными пустотами, заставляя увидеть чаще всего в условных образах женщину. Похожесть его фигур на архаическую пластику древних народов выражала идею непрерывности жизненных циклов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: