Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Авангардизм в изобразительном искусстве: общая характеристика




Авангардизм– общее наименование художественного движения ХХ в., для которого характерен разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа и абсолютизация новаторства.

Наиболее общепринятый взгляд историков искусства на соотношение понятий модернизм и авангардизм состоит в определении авангардизма как совокупного наименования художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Если модернизм включает в себя импрессионизм, постимпрессионизм, творчество прерафаэлитов и «мирискуссников», то ранний рубеж авангардизма обозначен кубизмом (1910-е гг.). На стилистическую принадлежность фовизма нет единого мнения; очевидно одно: фовизм – водораздел между двумя художественными движениями.

Появление авангардного искусства было особенно резким и полемичным за счет ее более сильного разрыва с традициями, чем у модернизма. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций.

Рожденный духовной атмосферой ХХ века с его грандиозными катаклизмами, авангардизм иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Эстетические принципы авангардизма отличаются колоссальной широтой – от формализма (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке) до утилитаризма (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). Ранними направлениями авангардизма в России являются футуризм, имажинизм, конструктивизм и др. Ранний авангард в живописи связанс эстетикой символизма.

Было бы совершенно неверно представлять историю искусства как некую упорядоченную смену направлений и стилей. В художественной жизни происходит все достаточно стихийно и на одном историческом этапе сосуществует несколько школ и методов. В годы первой мировой войны недолгий, но яркий расцвет переживает экспрессионизм (от лат. «искусство выражения»). Основной эстетический постулат экспрессионистов: не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное гневное отношение, возник в художественной среде, группировавшейся вокруг русского живописца В. Кандинского, жившего в Германии в предвоенное десятилетие. Экспрессионисты были бунтарями в искусстве и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, буржуазная действительность в виде карикатур.




Авангардистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) 1-й четверти ХХ в., характеризующееся переходом к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению ее на геометрические элементы получило название кубизм. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как один из критиков назвал картины Брака «кубическими причудами». Традиция реалистического изображением натуры, преобладавшая в европейской живописи со времен Ренессанса, была отвергнута. Возникновение кубизма относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо (1881-1973)и Жоржа Брака (1882-1963), в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы», на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют.

Кубофутуризм – первый этап в истории кубизма. Его возникновение с точки зрения идеи и эстетики объясняют чрезмерной увлеченностью импрессионизма цветом и пренебрежением к форме. Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи Поля Сезанна. Следуя трансцендентализму конца XIX в., кубофутуристы отвергали обвинения в удалении от реальности и утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не ее отражение в материальном мире.

Аналитический кубизм, вторая фаза кубизма (1909-1913), характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством.



Последняя, синтетическая фаза кубизма характеризуется вводом в полотна неживописных элементов: кусков обоев, нот, вырезок из газет, театральных афиш, линолеума и т.д. Таким образом, кубисты стерли грань между искусством и обыденным. Если до этого фактура произведения, материальная составляющая играла лишь вспомогательную роль неких дверей в смысл произведения, в изображаемое, то теперь оно сделало произведение произведением. Вместо того, чтобы подражать реальности, произведение создает собственную художественную реальность. Это главный шаг к абстрактному искусству, проложивший дорогу и абстракционизму, и супрематизму. Использование предметов быта (плакаты, афиши, обрывки одежды) в своих произведениях придало художественную значимость элементам реальной действительности, что сделало возможным появление реди-мэйдов.

К 1920-м годам кубизм практически окончил свое существование, оказав заметное влияние на развитие искусства ХХ в.

Сюрреализм– направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. Характерны причудливость и иррациональность, нестандартность; в нем отсутствуют общепринятые правила и каноны. Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон сформулировал за дачу создания сверхреальности. В основе лежит теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Метод Сальватора Дали и Рене Магритта: со скрупулезной точностью, с предельным реализмом изображать бред, галлюцинации и иррациональные вещи. Метод Жана Миро отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1918-1939 гг. сюрреализм – самое распространенное явление в искусстве.

Во второй половине ХХ в. основные принципы авангардизма подверглись резкой критике в постмодернизме за универсализм, отсутствие национального своеобразия, недоступность для понимания массового зрителя и элитаризм.

В жизни выдающегося испанского художника Пабло Пикассо (1881-1973) отразилась стилистическая периодизация всего современного искусства.

I этап в творчестве Пикассо – реалистический, это период ученичества. Его интересует все – и великие европейские мастера, и искусство финикийцев и египтян, готическая скульптура, японская гравюра. Знакомство со всем многообразием способом художественного отражения реальности стало основой будущего экспериментаторства, под знаком которого пройдет вся его жизнь. II этап – цветной – делится на два периода: «голубой» (1901-1904) и «розовый» (1904-1906); это время опытов с цветом, исследование эмоционального воздействия холодных и теплых тонов. Если главными персонажами первого периода были нищие, то второго – комедианты. III этап – африканский, или сезанновский (1907-1909) – проходит под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объемы как бы укладываются на холст, трехмерность передается за счет сочетания цветовых пятен («Три женщины», 1909). В это время окончательно определился его личный вариант портретной живописи. Под влиянием Сезанна происходит плавный переход к кубизму через использование простых геометрических форм, из которых строится изображение. IV этап – аналитический кубизм (1910-1912) – характеризуется использованием нового приема: предмет дробится на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет. V этап – «синтетический» – используются красочные, плоскостные панно, коллаж, наклейки; формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные элементы. VI этап – неоклассицизм (1918 - 1925). Он проходит под влиянием русской культуры, работы по заказам С. Дягелева и связи с Ольгой Хохловой. В это время его полотна очень далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Самая выразительная картина этих лет – «Портрет Ольги в кресле» (1917).

VII этап – сюрреалистический (с 1925 г.). Художник играет с формой и структурой предметов, подыскивая подходящий изобразительный язык для выражения собственных мыслей и чувств. Здесь нет грубых кубистических объемов, более плавные линии точно передают форму реальных предметов. Большая часть работ этого периода пронизана чувственно-сексуальными мотивами. Выработанная в этом период техника становится характерной для творчества Пикассо, например, прием портретного изображения модели одновременно в анфас и в профиль. Популярный образ созданных тогда полотен – бык, минотавр. Как считают искусствоведы, это символ Испании. В годы Второй мировой войны несколько раз Пикассо пишет бычьи черепа, так реагируя на происходящее. Огромную опознавательную роль в его картинах играет цвет. Колористика 1930-1940-х гг. – монохромная черно-белая, коричнево-фиолетовая, передающая трагизм тех событий и личные переживания Пикассо.

В послевоенный период метр позволяет себе пошутить: пишет цикл парафраз на шедевры Веласкеса, Делакруа, Мане и других («Менины. По Веласкесу», 1957; «Завтрак на траве. По Мане», 1960).





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1947; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8007 - | 6873 - или читать все...

Читайте также:

 

52.200.130.163 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.