Особая эстетика, направленная на поиск выразительных средств для обозначения внутренней сущности явлений через использование внутреннего опыта художника, получила название символизм. Для него характерно широкое экспериментаторство: изменение отношения к искусству; новые приемы; космополитизм; открытость влияниям.
Символизм – одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX вв., прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Во Франции символизм и декаданс не противопоставляются, считаются двумя этапами одного процесса. Но в России в 1890-е гг. эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве – безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
Символизм повлиял на творчество А. Мухи, члена Салона ста. Для того, чтобы подчеркнуть свою близость к французскому символизму, он так же называл свои собственные выставки. Плакат такой выставки 1897 г. является примером его символического живописного языка. Юная девушка, символ изобразительного искусства, показана держащей в руке кисть и рисовальную доску. На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: «… сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность – тернами и любовь – цветами». В плакате присутствует и аллюзия на происхождение Мухи – обрамленная маргаритками голова девушки является распространенным мотивом народного искусства Моравии. Многие его циклы представляют собой визуальный образ явлений одного порядка. Например, литографии «Лунное сияние», «Утренняя звезда» объединены идеей времен суток. А цикл «Времена года» включает рисунки «Весна», «Осень», «Зима», «Лето». «Славянский эпос» состоит из огромных полотен, наполненных сложной языческой (и псевдоязыческой) символикой.
|
|
Адепты символизма истинной полагали идею Тютчева, что «мысль изреченная есть ложь». Символистам свойственен глубокий историзм, с позиций которого оценивались и события современности, музыкальность поэтической строки, энциклопедизм культурного арсенала. Они выступали за «чистое искусство»: идеализм – удел интеллектуалов, материализм – доля мещан. Некоторым (А. Блоку, Вс. Иванову, З. Гипиус) свойственно увлечение мистико-религиозными идеями; всем им – романтизм – стремление уйти от реальной действительности, уход от грубой жизни – «не творцы жизни, а лишь поэты». К концу первого десятилетия ХХ в. под давлением политической реакции символизм иссяк и выродился в акмеизм.
|
|
Братство прерафаэлитов. В 1848-1853 гг. в Лондоне существовала группа английские художников и писателей, опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения, которое они назвали эпохой «до Рафаэля». В нее входили поэт и живописец Данте Габриэль Россетти (1828-1882), живописцы Уильям Холмен Хант (1827-1910), Джон Эверетт Миллес (1829-1896) и др. Прерафаэлиты явно наследники романтизма и предшественники символизма.
Художники объединились под общим стремлением противопоставить холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) «живую веру», т.н. примитивов итальянского искусства Треченто (1300-х гг.) и Кватроченто (1400-х гг.). Идейные основы этого течения заложил искусствовед и критик Джон Рескин (1819-1900). Взволнованной, цветистой прозой он призывал к возрождению «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства; обосновывал «нравственное превосходство» готики, преимущественно итальянской, венецианской, над прочими стилями. Подражание художественной традиции итальянского искусства XV в. обусловило сочетание скрупулезной передачи натуры со стилизацией и сложной символикой.
Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты – отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Светлые пышные волосы, большие зеленые глаза, бледная кожа, тонкий нос с тонко вырезанными ноздрями. Прототипом стала Лиза Сиддал – продавщица из шляпного магазина, ставшая женой Данте Россетти и музой всех прерафаэлитов. Их мадонны и ангелы имеют ее черты. Ей была посвящена поэма «Благословенная отроковица» Росетти. Со временем необразованная девушка стала тонким ценителем искусства. Подвижническое служение ему привело ее к смерти. Позируя для Джона Миллеса в образе утонувшей Офелии, она простудилась в холодной воде ванны и вскоре умерла.
Следующей музой прерафаэлитов могла быть неграмотная дочь оксфордского конюха Джейн, ставшая женой Уильяма Морриса (1834-1896), представителя второго поколения прерафаэлитов. Джейн выучила французский и итальянский языки, обучилась игре на пианино, начала писать стихи. Она стала душой группы, но ее муж не обладал столь выдающимся талантом художника, как Россетии и Миллес. Он все же нарисовал один раз Джейн в образе королевы Гвиневры.
Моррис и его друзья-художники работали в созданной им компании «Искусства и ремесла», воплощая идеи прерафаэлитов в дизайне и декорации интерьеров, в производстве мебели, витражей, изразцовой плитки, ковров, обивочных тканей. Их основной идеей становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Живопись прерафаэлитов стала развиваться в сторону усложнения плоскостной орнаментики и мистической окраски. Из позднего прерафаэлизма вырос стиль арт-нуово, позже ставший международным стилем (в России – это модерн). Их влияние особенно проявляется в творчестве Густава Климта.
Тематически и технически к ним близок эстетизм Обри Винсента Бердсли (1872 – 1898), выдающегося английского художника-иллюстратора. Когда двадцатилетнему начинающему художнику поручили проиллюстрировать «Смерть короля Артура» Мэлори, Бердсли не пытался имитировать Средневековье. Он сделал изысканную стилизацию, своего рода маскарад, на котором рафинированные леди и денди предстают в облике рыцарей круглого стола и прекрасных дам. Он разработал собственную технику создания иллюстраций, которые представляют собой рисунки, раскрашенные тушью. Эффект создается сочетанием черных и белых пятен и тончайших линий. Художник тщательно отрабатывал каждую деталь рисунка, а затем китайской тушью покрывал темное пространство и тщательно вычерчивал кружевные линии, передавая вычурные прически и наряды дам, детали обстановки, пейзаж и фон. В 1894 г. Бердсли проиллюстрировал пьесу Оскара Уайльда «Саломея». Персонажи были перенесены в современность, Саломея воплотила в себе образ прекрасной и порочной злодейки. При отсутствии каких-либо натуралистических подробностей иллюстрации пронизывала эротика.
|
|
82. Американская литература рубежа веков
Марк Твен (1835—1910) - классик американской литературы, прозаик, публицист. Настоящее имя Сэмюел Клеменс. Литературным дебютом стал рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) и рассказы («Как меня выбирали губернатором», «Часы», «Разговор с интервьюером», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Журналистика в Теннесси» и др.). В них он заявил о себе как художник самобытный, глубоко национальный (в отличие от некоторых своих «европеизированных» коллег), блистательно освоивший юмор «фронтира», грубоватый, насыщенный гротеском, буффонадой, выросший из народного просторечья и фольклора. Всемирную славу принесла ему трилогия, имеющая во многом автобиографический характер. Первая ее часть — «Приключения Тома Сойера» (1876), ставшая духовным спутником многих поколений читателей, рисует психологически достоверно, правдиво мир детей с их свободолюбием, тягой к романтике, непосредственностью, который противопоставляется мещанскому, затхлому, пропитанному лицемерием миру взрослых. Расширением социальных горизонтов писателя отмечен роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884), давший непревзойденную по масштабности панораму американской действительности.
Теодор Драйзер (1871—1945) - прозаик, публицист, общественный деятель, один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Дебютировал романом «Сестра Керри» (1900). В центре его «Трилогии Желания», состоящей из романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1945), — прослеженная от детства до последних дней, развернутая на широком социальном фоне жизненная судьба Фрэнка Каупервуда, энергичного капиталиста, финансиста, «титана без души и сердца», богатейшего и ведущего борьбу в джунглях бизнеса. Проблемы искусства, всегда интересовавшие Драйзера, отразились в романе «Гений». Классикой романа XX в. стала «Американская трагедия» (1945) Драйзера.
|
|
Джек Лондон (1876—1916) - один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его сборники рассказов «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза» и др., рисующие волевых, мужественных людей в условиях «белого безмолвия» сурового Севера, осуждающие трусов и предателей, принесли ему широчайшую известность. Восхищаясь сильными личностями, он вместе с тем не принимает воинствующего, враждебного людям индивидуализма. Его олицетворял Вулф Ларсен, герой его известного романа «Морской волк» (1904). Лондон внес вклад в разработку спортивной темы в литературе (рассказы «Кусок мяса», «Мексиканец»), был прекрасным художником-анималистом, мастером изображения животных (повести «Зов предков», «Белый клык»). Радикализм Лондона сказался в его известном утопическом романе «Железная пята» (1908). Его автобиографический роман - «Мартин Идеи» (1909) - показал психологию писателя, характер его жизненных борений, драматизм его судьбы. Прожив короткую жизнь, всего сорок лет, он менее чем за два десятилетия интенсивной работы оставил обширное наследие. В его лучших книгах суровая правда жизни соединяется с романтической идеализацией и героизацией положительных персонажей, людей, преданных дружбе, чувству долга.
83. Западноевропейский модерн: архитектура, живопись, рисунок, дизайн
Проникновение идей символизма в архитектуру и декор привело к появлению нового стиля, поставившего своей целью преодоление противоречия между эстетическим и утилитарным. Он имел разные названия: арт-нуово (Франция), модерн, т.е. «современное искусство» (Англия, Россия, Испания), тиффани (от названия ювелирной фирмы, США), сецессион (по названию выставочного салона в Вене, Австрия), югендштиль, т.е «молодой стиль» (Германия). Он возник как протест против буржуазного прагматизма, но в связи с чрезвычайной дороговизной его материальных образцов (зданий, декора, ювелирных изделий) был доступен именно состоятельной буржуазной публике.
Предшествующий стиль – эклектика, или национальный романтизм, от которого модерн отличает (1) отказ от использования ордера, (2) принцип эстетического единства здания и всех деталей внутреннего и внешнего декора; (3) особое предпочтение растительным орнаментам и более плавных, изогнутых линий; (4) сочетание художественных и утилитарных функций создаваемых произведений; его девиз: прекрасное – во все сферы деятельности человека.
Основными визуальными жанрами, затронутыми этим стилем стали архитектура, мода, живопись. В поиске единства конструктивного и художественного начал архитектура модерна вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Характерные для архитектуры этого времени дома-иллюзии, дома-растения отрицали симметричность форм, а кованые перила выражали напряженный ритм эпохи.
Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась у архитекторов Чикагской школы – Луиса Салливена и Франка Ллойда Райта. Их же авторству принадлежит принцип «органичной архитектуры», то есть привязки строения к окружающему пейзажу, а также конструирование внешнего облика здания исходя из его внутреннего содержания, т.е. принцип «изнутри-наружу».
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – все тщательно проектировалось в едином стиле. Первым архитектором этого стиля считается бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы: металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения.
Но дальше всех от классических представлений об архитектуре ушел Антонио Гауди (1852-1926), работавший в Барселоне. Под влиянием идей Джона Рескина, провозгласившего: «Декоративность – начало архитектуры», он нашел свой совершенно неповторимый стиль. Он двигался от модной тогда неоготики к стилю фантасмагорических линий. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Дома и парковые композиции представляют собой непрерывный водный поток, песчаную дюну или бесконечную лиану. Особенно любил архитектор параболические арки, отождествляемый им со Святой Троицей.
В рождении этого стиля велика роль меценатов, богатых любителей искусства, оплачивавших строительство зданий в десятки раз превышавших стоимость возведения аналогичного строения в каком-либо из традиционных стилей. Таким покровителем и заказчиком для Гауди стал Эусеби Гуэль – текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чем мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Дворец Гуэля соединил в себе творчески переработанные в единое целое мотивы нескольких средиземноморских стилей – арабского, византийского и венецианского.
Для живописи модерна характерны плоскостность, орнаментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения иллюзорными и даже натуралистическими деталями. Поэтому справедливо утверждение, что в основе эстетики модерна лежат три кита: экзотика, эротизм, ирреальность.
Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы «Наби» во Франции, Эдвард Мунк в Норвегии, М.А. Врубель и В.М. Васнецов, участники группы «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов) в России. Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта, примером чего служит позднее творчество Огюста Родена во Франции и работы А.С. Голубкиной в России.
Чешский художник Альфонс Муха (1860-1939), один из наиболее известных представителей стиля модерн, начинал с театрального декораторства. С 1889 г. он должен был заняться изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Бедность его не покидала, а слава все не находила, однако за это время он освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием. И вот в 1893 г. к нему попадает заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием актрисы Сары Бернар. Эта работа сделала его знаменитым уже на следующий день после премьеры. В ней присутствует уже оформившийся собственный стиль Мухи, который практически не изменится за следующие полвека творческой жизни: плоский рисунок без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный за счет точной выразительной линии; золотистая колористика; вертикальный, продолговатый формат работ.
Муха стал родоначальником дизайна как жанра искусства. Он разработал множество упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода. Обложка американского журнала с объявлениями о сдельной работе не менее изыскана, чем этикетка французского шампанского «Моэт Шандон». Он любил говорить: «Бедность тоже имеет право на красоту». Его демократический настрой подсказал ему решение проблемы плагиата, которая всегда сопровождает популярность. В 1902 г. Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как использовать их на практике. Сфера его интересов была широка: он делал также архитектурные проекты, эскизы ювелирных украшений, рисовал монументальные живописные полотна в серии картин «Славянский эпос».