Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Русский (советский) художественный авангард




Русские кубофутуристы верили в революцию, приход нового духовного мира, преоб­ражение человечества, называли себя Правительством Земного Шара (В. Хлебников). Внешний смысл творчества и личного поведения футуристов – эпатаж.

Казимир Северинович Малевич (1878–1935) – один из основателей абстрактного искусства, отошел от отражения реальных вещей и явлений, отказался от конкретной сюжетной содержательности произведений, трактовал предметную форму как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Разработал новое художественное направление в искусстве – супрематизм (от лат. «наивысший»), как способ выражения превосходства ощущений над предметом. С 1910 г. супрематизм Малевича выражался в лишенных изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Наиболее известны его «квадраты»: («Черный квадрат», 1913; «Красный квадрат», 1917). В действительности стороны «квадратов» неравны; черный квадрат нарисован темно-фиолетовой краской, а фон лишь кажется белым – он молочного цвета; квадраты и фон отличаются не только цветом, но и фактурой: ровное на шероховатом. Это особенно проявилось в картине 1918 г. «Белое на белом», когда форма была обозначена за счет разности фактур.

В 1910-1920 гг. Малевич пишет полотна в жанре беспредметной живописи, разрабатывая теорию концептуализма и технику монохроматизма. Концептуализм полагал, что цель искусства располагать зрителя к размышлению, вызывать любые ассоциации, производные от ощущений, рожденных изображением. В концептуализме важно не само изображение, а его значение. Монохроматизмом называют использование лаконичной цветовой палитры: нескольких контрастных цветов. Примером этой техники может быть картина «Скачет красная конница» (ок. 1928-1932). Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции золотого сечения (0,618). Конница из трех групп по четыре всадника. Земля нарисована из 12 цветов.

С середины 1920-х гг. у него начинается период монстров и химер. С точки зрения пластического образа это чудовища, но они все разные. Они представляют собой портреты скульптурных образов – шаров, цилиндров, которые, будучи сложенными вместе, образуют фигуры фантастических существ. Вслед за природой художник создавал живое из неживого.

Александр Михайлович Родченко (1891-1956), советский художник и фотограф. Футурист, кубист, потом конструктивист. Конструктивизм вырос из аналитического искусства, желавшего узнать «механику жизни». Быстро произошло сближение конструктивизма и коммунистической идеологии. В декларации Литературного центра конструктивистов говорится: «Конструктивизм есть упорядоченные в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчеркнуто отражают организационный натиск рабочего класса».




В своем творчестве Родченко искал способы визуализации советского образа жизни, его оптимизма, сплоченности народа, новых традиций быта, нового отношения к труду. При реализации этих идейных задач произошло создание новых жанров фотоколлажа, соединившего фотографию и рисунок, и инсталляции.

Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъемки. Его персонажи не застывали неподвижно перед фотокамерой; они занимались своими делами, зато фотокамера свободно перемещалась вокруг них, запечатлевая их в самых неожиданных ракурсах.

Ему было поручено оформление павильона СССР на Парижской выставке. Он произвел фурор, восторженные толпы зрителей рассматривали не столько стенды, сколько его фотолетопись страны. Но на родине его ракурсы встретили непонимание. Почему пионерка смотрит вверх, она должна как все советские люди смотреть вперед, вопрошал один из критиков. Родченко стал фотожурналистом журнала «СССР на стройке», поехал на Беломорканал, сделал 2 тыс. снимков. Это была форма покаяния. Но к 1933 г. его творческий порыв иссяк, – его сломали. В предвоенные годы он фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи.

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) – русский художник-авангардист; автор самобытного изобразительного языка. Сын прачки и кучера, окончил живописно-малярные мастерские по специальности оформитель. Участвовал в молодежных художественных авангардистских объединениях («Союз молодежи», «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков – Сделанные картины»). Дружил с В. Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму «Пролевень о проросли мировой» (1915), где антивоенный пафос сочетался с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природа. В 1910-е годы сформировалась самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками как прочно «сделанную» вещь. Техника живописи, которую он создал, требует проработку каждого «атома» картины с целью выражения внутреннего знания о вещном мире. В 1912 г. Филонов напишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» – от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится ее постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.



Филонов был приверженцем чистой живописи и не переходил к дизайну; хотя и был футуристом, но без утилитаризма, свойственного В.Е. Татлину.

После окончания Гражданской войны вокруг него сформировался коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни, так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов». Рисовал крестьян и рабочих с большими руками и ногами; странных животных, которые, по-видимому, более всего похожи на лошадей. Лица людей и звериные морды подчас практически не различимы. Несмотря на жесткую ячеистую структуру картин, нежные и гармоничные оттенки делают их лиричными. Вместе с учениками создавал альбом переходных цветов, т.е. цветов, которые, разделив два основных цвета, не искажали бы их восприятие. Этим приемом он хотел добиться чистого цвета.

Искренний сторонник советского строя, но критик бюрократии, приспособленчества, от революции он ждал другого. Цензура отменила его первую персональную выставку в залах Русского музея (1930); пресса критиковала «филоновщину»; газеты называли помешанным. Но ученики все равно тянулись к нему; плату за уроки он не брал, хотя жил очень скудно, никогда не ел досыта. Но ни разу не продал свои произведения, тем более за границу, считая их собственностью пролетариата.

В 1930-е гг., когда стал оформляться соцреализм в живописи, Филонов попытался было приспособить его к своему видению мира, нарисовал портрет Сталина и картину на производственную тематику «Швеи», но понял, что эта попытка успеха не имеет. Конфликтовал с официальными художниками, называл их «изосволочью».

Павел Филонов умер 3 декабря 1941 г. от голода в блокадном Ленинграде.

Авангард стал возрождаться в СССР в годы «оттепели», но в форме контркультуры, т.е. не признаваемой и запрещаемой официальными властями. Уход «нонконформистов» в «подполье» произошел после их окончательно разрыва с властью, которое случилось после визита Н.С. Хрущева на выставку в Манеже, на которой он давал нелицеприятные замечания по поводу выставленных картин и скульптур. За этим последовало изгнание из профессиональной среды. В Союзе художников СССР существовала система поддержки (и контроля) его членов. Комбинат живописных искусств собирал заказы с предприятий и распределял их между членами Союза. «Нонконформисты» были исключены из круга лиц, получающих централизованные заказы. Художники-неформалы устраивали показы своих работ на частных квартирах, в научно-исследовательских институтах. Одну из выставок «нонконформистов» (Беляево) московские власти разогнали в 1974 г. («Бульдозерная выставка»). Но в связи с тем, что событие имело международный резонанс, через две недели в Измайлово состоялась новая выставка, уже с разрешения властей. С тех пор в официальных экспозициях, в частности на выставках, проходивших в Москве на Малой Грузинской улице с 1974 г. до середины 1980-х гг., допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

Те же из художников альтернативного искусства, которые не сходились с властью не только по эстетическим вкусам, но и позволяли себе критику или даже иронию над советской действительностью, покидали страну (Виталий Комар и Александр Меламид, Гриша Брускин).

В 1970-1980-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие, как акции, хэппенинги, перформансы и др. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи. Произведения стали частью (реквизитом) театрализованного действа или иллюстрацией к художественной программе. Инсталляция – это пространственная композиция, созданную из различных элементов, в т.ч. из материалов часто промышленного происхождения, и являющую собой художественное целое. Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют. Основоположниками жанра были Марсель Дюшан, А. Родченко, сюрреалисты. Илья Кабаков (р. 1933), назвавший свой жанр романтическим концептуализмом, автор множества инсталляций, апеллирующих к символике советской коммуналки и многоквартирного дома, малометражной кухни дома хрущевской застройки.

Содержание перфоманса составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время, включающие четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 900; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8767 - | 7153 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.157.144 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.