double arrow

Литературные объединения 1920-х гг. в СССР

Октябрьская революция 1917 г. привела к разделению русской литературы – географическому и содержательному. Среди принявших революцию были М. Горький, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, вступивший в 1920 г. в ряды ВКП (б), А.С. Серафимович, С.А. Есенин, В.В. Маяковский. Наиболее активно и определенно оппонировавшие советской власти писатели и ученые были высланы за границу в 1922 г. Уехали в эмиграцию по собственной инициативе: И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»), А.Т. Аверченко, Саша Черный, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, В.Ф. Ходасевич, А.М. Ремизов, И.С. Шмелев, Е.И. Замятин и многие другие. Некоторые из них: А.И. Куприн, М.И. Цветаева, А.Н. Толстой, в разное время вернутся в Россию. «Попутчики» – это неприсоединившиеся, но и не ухавшие в эмиграцию: А.А. Ахматова, М.А. Волошин, М.М. Пришвин, И.Г. Эренбург, Л.М. Леонов, Б.А. Пильняк, А. Белый. Появились пришедшие в литературу участники Гражданской войны: Д. Фурманов, Вс. Иванов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, И.Э. Бабель, М.А. Булгаков.

Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема Гражданской войны, принятия или непринятия революции интеллигенцией и другими слоями общества. Примерами могут быть «Конармия» Исаака Бабеля, «Разгром» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского, первая часть «Тихого Дона» Михаила Шолохова, «Бег» М.А. Булгакова. Если в одних произведениях Гражданская война представлена как нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга (Бабель, Шолохов). То в произведениях Фадеева и Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых «классовых» позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предательству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы.

Неофициально существовало деление писателей на «своих», «чужих» и «своих, но не очень». В 1920-е гг. к первым относились: «ЛЕФ» – «Левый фронт искусств» (1922-1929); «ЛЦК» – «Литературный центр конструктивистов» (1923-1930). Ко вторым: группы «Перевал» (1923-1932) и «Серапионовы братья» (1921-1926) старались придерживаться линии аполитичности. К третьим: ОБЭРИУ – «Объединение реального искусства» (первоначальные названия – «Левый фланг», «Академия левых классиков») (1926-1932).

Литературное объединение Члены объединения Цели, задачи и лозунги объединения
РАПП Дмитрий Фурманов (1891 – 1926), Владимир Киршон (1902 – 1938), Александр Фадеев (1901 – 1956) и др. · Создание так называемой «пролетарской» литературы; · Противопоставление ей «непролетарской», т.е. классической литературы; · Партийность литературы и писателя. Писатель должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс.
«Перевал» Александр Воронский (1884 – 1937); Артем Веселый (1899 – 1938), Михаил Светлов (1903 – 1964), Михаил Пришвин (1873 – 1954), Андрей Платонов (1899 – 1951) · Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру. · Творчество пролетарских писателей оценивалось «Перевалом» как «красная халтура». · Художественное творчество – подсознательный процесс. Художник не связан с практикой какого-либо общественного класса.
«ЛЕФ» Владимир Маяковский (1893 – 1930), Николай Асеев (1889 – 1963), Осип Брик (1888 – 1945), Борис Пастернак (1890 – 1960) · Искусство – участник строительства новой жизни. Теория «социального заказа»
«ЛЦК» Илья Сельвинский (1899 – 1968), Вера Инбер (1890 – 1972), Владимир Луговской (1901 – 1957), Борис Агапов (1899 – 1973) · Идейно близки ЛЕФу. · Провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (сборник «Госплан литературы» и др.); · Черты стиля: очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией.
«Серапионовы братья» Лев Лунц (1901 – 1924), Михаил Зощенко (1894 – 1958), Вениамин Каверин (1902 – 1989), Константин Федин (1982 – 1977), Всеволод Иванов (1985 – 1963) · Декларация аполитичности. На вопрос, с кем вы, ответили: мы с пустынником Серапионом. · Ряд членов объединения создавали произведения, не соответствовавшие этой декларации (Н. Тихонов «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях»; Вс. Иванов «Бронепоезд 14-69»). · Объединение было разделено на «западное крыло» (Л. Лунц, В. Каверин, М. Слонимский) разрабатывало авантюрный остросюжетный жанр, т.н. «западную новеллу»; «восточное крыло» (М. Зощенко, Вс. Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал. · Литература должна приносить эстетическое наслаждение.
ОБЭРИУ Даниил Хармс (1905 – 1942), Александр Введенский (1904 – 1941), Николай Заболоцкий (1903 – 1958), Евгений Шварц (1896 – 1958). · Отказ от традиционных форм искусства. · Необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. · Из-за нападок со стороны официозной критики некоторые обэриуты переместились в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и др.).

В апреле 1932 г. Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» сначала РАПП, а затем все остальные литературные объединения были ликвидированы. Началась подготовка к созданию единого Союза советских писателей.

97. Социалистический реализм: литература

В 1-й пол. 1930-х гг. в литературе стал утверждаться метод социалистического реализма, построенный на социалистической концепции общества и человека. Идейной основой для формирующейся советской литературы стала статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Основоположником социалистического реализма в литературе считается Максим Горький, произведения которого «Мать», «Жизнь Клима Самгина» и уж во всяком случае «Дело Артамоновых» называются первыми образцами этого метода в литературе.

Принципами соцреализма провозглашались народность: герои произведений должны быть выходцами из народа – рабочие и крестьяне; партийность: они должны проявлять героизм во имя светлого будущего; конкретность: соответствие доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

К творчеству писателя предъявлялись особые требования: он должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества; должен ориентироваться на нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией; должен влиять на читателя как пропагандист. Существовали требования и к литературному герою: его субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой: идеальный коммунист и пример для социалистического общества, которому чужды сомнения души.

В полной мере этим требованиям соответствуют романы Михаила Шолохова «Поднятая целина» и Александра Серафимовича «Железный поток».

Принадлежность к коммунистической партии не означала для писателя стилистическую принадлежность к соцреализму. Исаак Бабель был большевиком, участником Гражданской войны на стороне красных, но его «Первая конная» никак не обнаруживает характерных черт этого нового пролетарского стиля. Также не относят к соцреализму такие произведения советских писателей как «Тихий Дон» (Шолохов), «Василий Теркин» (А. Твардовский), поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» (В. Маяковский). В них выражаются не просто размышления, но и сомнения человека об идеале, о будущем; в них присутствует нехарактерная для соцреализма лиричность.

Успех «Тихого Дона», достигнутый за счет соединения в произведении романного и эпопейного начал, заставил подражать ему «сибирских» писателей – Георгия Маркова (1911-1991), романы «Соль земли», «Сибирь», «Строговы»; Анатолия Иванова (р. 1928), романы «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», а также Петра Проскурина (1928 – 2001), роман «Судьба»; экранизация «Любовь земная». Среди донских писателей общероссийскую известность имели Виталий Закруткин (повесть «Матерь человеческая») и Анатолий Калинин (повести «Цыган», «Возврата нет»). Эта литература подтверждает мнение о том, что творческий потенциал, действительно существовавший в соцреализме, окончательно иссяк к 1960-м гг. Последующий период называют «агонией соцреализма». Выродившийся поздний соцреализм, т.е. нормативизм и идеологизированная иллюстративность, дал в основном антиискусство.

«Тихий Дон» как самое сильное произведение советской литературы оказал влияние и на писателей, дистанцировавшихся от идей и форм соцреализма. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» развивается прием единства динамического многообразия в виде взаимопроникновения трех сюжетных линий – сатирической, фантастической, евангельской. Чингиз Айтматов в «Плахе» пытался подражать Булгакову, сочетая разные сюжетные линии (Авдия, Иисуса и Бостона), но получилось далеко не так удачно, как у Булгакова.

В послевоенное время становится особенно определенным образ успешного писателя-бюрократа, т.е. такого представителя творческой среды, который благодаря занимаемому высокому посту в Союзе писателей СССР и близости к партийной верхушке становится массовоиздаваемым, его произведения экранизируются и ставятся на сцене. Мера его таланта и общественное положение находятся в вопиющем несоответствии. К таким обласканным авторам относятся Семен Петрович Бабаевский (1909 – 2000), Анатолий Владимирович Софронов (1911 – 1990), вышеупомянутые Г. Марков и Ан. Иванов.

В условиях тотальной идеологизации сложилась и детская соцреалистическая литература; это повести и рассказы Аркадия Петровича Гайдара, «Буратино» Алексея Николаевича Толстого, «Дядя Степа» Сергея Владимировича Михалкова. Но в Советском Союзе существовала также детская внесоцреалистическая литература. Николай Николаевич Носов (1908 – 1976) ввел в детскую литературу нового героя Мишку – наивного, озорного и любознательного мальчишку-непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации (рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др.). Особенно широкую популярность завоевали его повесть для подростков «Витя Малеев в школе и дома» (1951) и трилогия о Незнайке. Примечательно, что во второй и третьей книгах: «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965), уже чувствуется влияние соцреализма. К тому же типажу героя детских книг, что и Мишка, принадлежит Денис Кораблев писателя Виктора Драгунского («Денискины рассказы»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: