double arrow

Советская архитектура: конструктивизм 1920-х гг., сталинский ампир, утилитаризм 1960-х гг

В конце XIX в. в архитектуру проникают последние достижения технической мысли: в конце 1880-х гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня; в США начинают сооружаться небоскребы. Развивающаяся промышленность и новые технологии меняли мир.

Художники почувствовали необходимость по-новому отражать этот измененный мир. Динамизм жизни людей многократно вырос. Человеческая личность стала строго подчиняться общественным интересам. Главным критерием в жизни и искусстве стала универсальность. На первое место в производстве жилья, товаров потребления вышли скорость и технологичность. Простота и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм должны были быть овеществлением демократичности новых отношений между людьми. Конструктивисты, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляли жизненные процессы, стремились осмыслить возможности новых технологий, а также эстетические возможности традиционных материалов: металла, стекла, дерева. В жилищное строительство внедрялись новые конструкции и материалы: монолитный бетон, металлический каркас, сборные бетонные конструкции.

Особое место конструктивизм занимает в советском искусстве. Уникальная политическая ситуация, победа революции, строительство нового мира полностью совпадали с задачами конструктивизма. Одна их художниц, работавших в этом направлении, О. Чичагова писала: «Конструктивизм – это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции […] задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека».

В 1924 г. была создана организация архитекторов-конструктивистов – ОСА, был разработан так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. На развитие идей конструктивизма влияли различные футуристические концепции. Происходил спор между приверженцами идей дезурбанизации и урбанизации. Велись поиски новых принципов планировки населенных мест. Разрабатывались новые типы общественных зданий, такие как Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д. Рациональная планировка индивидуального жилья доходила в проектах домов-коммун до превращения частного пространства в общественное. Были установлены критерии «минимализированного благополучия», которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего, основная часть жизни которого проходила не дома, а на работе или в публичных местах. Эти требования повлияли на формирующийся социально-архитектурный идеал.

Для зданий в стиле конструктивизма характерны простые и четкие формы, огромные окна от пола до потолка, фасады, собранные из стекла, металла и бетона. Внутреннее пространство освобождалось от перегородок. Для деления на зоны использовались легкие передвижные перегородки. В принципе отрицалась необходимость создания уюта в помещении. Предметы мебели могли иметь лишь минимальный декор, украшать их могла сама форма: четкие линии и функциональная конструкция. Приветствовались насыщенные простые цвета. Эстетика конструктивизма способствовала становлению современного художественного конструирования, в основу чего была положена практичность и лаконичность. Создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды и мебели; художники разрабатывали рисунки для текстиля и практичные модели рабочей и повседневной одежды. Первые авангардные дизайнеры Л. Попова и В. Степанова предложили новые почти архитектурные способы украшения вещей: карманы контрастного цвета, канты и швы. Основными тканями стали ситец и шерсть.

Одним из шедевров советского архитектурного конструктивизма является построенное по проекту архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха здание драматического театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону (1935), повторяющее контуры гусеничного трактора. Это было откликом на строительство в городе крупного завода сельскохозяйственных машин. Центральную часть театра архитекторы выполнили в форме кубического объекта. Боковые «галереи-мосты» на гигантских колонах, напоминающие гусеницы трактора и воспринимающиеся во множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм. Сдержанные формы фасада были обогащены отделочными материалами и скульптурным оформлением. Главный фасад облицован итальянским мрамором. Автором горельефов на тему Гражданской войны на фасаде театра был Сергей Корольков. Здание было взорвано немцами в годы Отечественной войны, восстановлено в 1963 г. не по первоначальному проекту, а в уменьшенном виде и с более скромной отделкой.

В середине 1930-х гг. конструктивизм уступает место новому официальному архитектурному стилю, апеллирующему к традициям неоклассицизма и ампира. Его довоенный вариант был достаточно аскетичен. Утвердившийся в послевоенное время сталинский ампир, с его своеобразной строгой роскошью, был некой компенсацией за годы лишений. В Москве появляются первые высотки, преобразившие облик города и ставшие его визитной карточкой. Семь высотных зданий в Москве являются вершиной послевоенного сталинского ампира в городской архитектуре. Несмотря на то, что высотки проектировало несколько архитекторов, они решены в одном стилевом ключе. Строго симметричные здания с одной центральной, увенчанной шпилем, и двумя боковыми башнями; подчеркнуто вертикальное деление фасада. Представленный в них имперский стиль является смесью средневековой готики и древнерусского зодчества. Квартиры в строящихся домах больше походили на жилье буржуазного Петербурга начала века: высокие потолки, большие комнаты, лепнина, паркет, массивные деревянные двери, бронзовые дверные ручки и люстры.

Другим памятником сталинского ампира являются станции московского метро, выстроенные в 1930-1950-е гг. Облицовки, выполненные из редких и ценных минералов, уникальные мозаичные панно и скульптурные композиции сделали помещения чисто утилитарного назначения подобием дворцовых интерьеров и по стилю, и по стоимости строительства.

Возврат к некоторым из принципов конструктивизма произошел во второй половине 1950-х гг. с началом массового типового строительства с использованием крупнопанельных технологий в рамках хрущевской политики борьбы с «украшательством» и тенденцией к удешевлению строительных работ. В московском районе Черемушки был построен первый микрорайон новой серийной малометражной планировки. Ее принципиальное отличие от жилых «сталинок» в экономичности: пятиэтажный дом без лифта, низкие потолки, маленькие кухни – 6 кв.м., смежные комнаты, совмещенный санузел, небольшой срок эксплуатации (30 лет). Небольшая площадь квартир потребовала возврата к проектированию мебели и всех элементов интерьера с упором на функциональность. Тогда и пригодились разработки дизайнеров-конструктивистов. Хотя советское зодчество 1960-1980-х гг. следовало международному мэйнстриму: экономичное жилье строилось во многих странах, феномен стандартизации и типизации в СССР был доведен до крайности.

Российская архитектура ХХ в. четко вписывается в закономерность эстетических предпочтений, открытую Вельфлиным: смена периодов лаконичности («современная архитектура»: авангардизм-конструктивизм) и периодов излишеств (ар-деко и неоклассика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: