Зарубежный архитектурный конструктивизм: Баухаус, Ле Корбюзье

В рамках политики О. фон Бисмарка по созданию социального государства в Германии стали разрабатываться основы строительства жилья, обоснованного эргономически и доступного для широких слоев населения. Было, к примеру, установлено, что коридор не может быть ýже 80 см, именно этого пространства достаточно, чтобы человек мог наклониться и завязать шнурки на ботинках. Размер кухни в 5 кв. м считался вполне достаточным для расположения в ней печи, мойки и кухонного разделочного стола.

На основе этой традиции и желания сделать среду обитания человека удобной и эстетически совершенной в 1919 г. в г. Веймаре была создана Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Баухаус. Кроме архитектуры учащиеся изучали и фотографию, и изобразительное искусство.

Основатель школы Анри Ван де Вельде предложил на должность руководителя кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Преподавателей и учащихся школы в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Первый период работы школы звался «Вальтер Гропиус». Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Основной направляющей идеей деятельности стало максимальное привнесение искусства в массовое производство. Тогда сформировался девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Эксперты характеризуют стиль внешних форм изделий «Баухауса» как лаконичный, аскетичный или редуцированный дизайн.

Йоханнес Иттен развивал свою теорию контраста света и тени, изучал сочетания и контрасты форм. Он стремился представить объем как графический элемент. За счет использования новых материалов – стекла и бетона – он нашел способы, когда солнца могло «рисовать» тенью на поверхности зданий.

Василий Кандинский предложил школе свой знаменитый курс «Цвет», в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый – треугольник, красный – квадрат и синий – круг. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с "не-цветами" – черным и белым.

В 1925 г., когда веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в г. Дессау. В апреле 1928 г. Гропиус ушел из Баухауса, устав от необходимость постоянно бороться за выживание Школы. На этом посту его сменил Ханс Майер. Со сменой директора в Школе несколько изменилась и концепция проектирования. Теперь основной задачей стала максимальная доступность товаров массового производства. Дизайн пошел на конвейер в большей, чем когда-либо ранее, степени. Преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штельцль.

В 1929 г. решением властей, Ханс Майер был уволен с поста директора Баухауса. Основным, да, что там, единственным, к тому поводом были марксистские убеждение Майера, которые он не скрывал. Директором Баухауса стал Людвиг Ван дер Мис, под руководством которого в Баухаусе главным направлением стала архитектура. В 1933 г. школа была упразднена нацистским правительством; нацисты и в 1920-х гг. выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма.

Ле Корбюзье (наст. имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри, 1887-1965) один из наиболее знаменитых архитекторов ХХ в., реформатор архитектуры стал автором многих известных островыразительных построек в стиле функционализма во многих странах мира, в т.ч. и в СССР. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье – блоки, поднятые над землей, свободно стоящие колонны, плоские крыши-террасы, «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады, шероховатые поверхности бетона-брут, свободные пространства этажей. Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. Он способствовал становлению таких технологических достижений современного строительного искусства как использование открытого бетона, серийность в строительстве, технологии домино, открытая планировка жилых кварталов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: