Основные подходы к выделению синтактико-стилистических моделей предложений и высказываний

Классификация Арнольд:
В основе - расхождения между традиционно и ситуативно означающим. 5 классов.
Похожая классификация у Кузнец, Скребнев, но они выделяют 6 классов и называют их немного по другому. (в таблице расположены классы Арнольд по порядку, а кузнец скребнев указаны так, как они соотносятся с Арнольд)
АРНОЛЬД КУЗНЕЦ, СКРЕБНЕВ

1.Необычное размещение элементов (инверсия) 3 класс - ВС на основе необычного размещения компонентов речи
2. Транспозиция синтаксических структур (риторический вопрос, синтаксические структуры лексического и морфологического варьирования (проще говоря? вместо., + вместо -,. вместо?), структуры с отрицанием (литота)) 6 класс – переосмысление синтаксических конструкций
3. Введение логически незначимых элементов (повторы (вкл. Хиазм, полисиндетон), тавтология) 2 класс – ВС на основе избыточного использования компонентов речи (повтор (простой, подхват, полисиндетон, обрамление), эмфатическое подчинение, парентезы
4 класс – ВС на основе смежных предложений (хиазм, эпифора, анафора, параллелизм)
4. Пропуск логически необходимых элементов (эллипс, зевгма, асиндентон, умолчание, апозиопезис) 1 класс- ВС на основе отсутствия лог требуемых компонентов речи
5. Нарушение замкнутости предложений (анаколуф, вставные конструкции) 5 класс – функции форм синтакс связи (обособление, сочинение вместо подчинения, и наоборот)

В основе классификации Мороховского-Лихашерст лежит четкое разделение на выразительные средства и стилистические приемы. Выразительные средства – это отклонение от нейтральной модели предложения. Стилистические приемы – приобретение дополнительного значения в определенном речевом контексте за счет транспозиции модели.

Выразительные средства синтаксиса:.

1. На основе редукции исходной модели (эллипсис, умолчание, номинативные и бессоюзные предложения)

2. На основе экспансии исходной модели (повтор, перечисление, тавтология, полисиндетон, эмфатические конструкции, вставные предложения)

3. На основе изменения порядка компонентов исходной модели (инверсия, дистантность, обособление)

Стилистические приемы синтаксиса:

1. На основе взаимодействия синтаксических структур в контексте (параллелизм, хиазм, анафора, эпифора)

2. На основе транспозиции значения синтаксических структур в контексте (риторический вопрос, и т.д.)(2 класс у Арнольд)

3. На основе транспозиции значения способов связи (парцелляция, сочинение вместо подчинения или наоборот) (5 класс у Арнольд)

Гальперин, основные постулаты концепции:

1. Семантические потенциалы высказывание определены его структурой

2. У структурных элементов есть собственное значение – грамматическое

3. Структурное (грамматическое) значение может влиять на лексическое, придавая некоторым лексическим единицам контекстуальное значение.

Выделяет такие случаи:

1. Стилистическое использование структурного значения (риторический вопрос, литота)

2. Стилистические приемы композиции предложения (хиазм, повторы, перечисления, обособление, инверсия, параллельные конструкции и!нарастание, разрядка, антитеза – у других ученых это вообще семантические средства).

3. Стилистические приемы особенностей соединения частей высказывания (присоединение, асиндетон, полисиндетон).

4. Особенности употребления разговорных конструкций (эллипс, умолчание, вопросы в повествовании, не собст.-прямая речь)

*Дополнительно к вопросу: определение некоторых дурацких выразительных средств и приемов, которые в дальнейшем могут не встречаться в билетах:

Эллипсис - намеренный пропуск слов в предложении, без искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и эффекта.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня!

Зевгма - суть этого оборота заключается в управлении глагола двумя или более существительными, из которых в одном предложении по правилам грамматики связано с ним может быть только одно из них, но никак не все сразу.:

Мистер Пиквик взял отпуск и свою шляпу.
Асиндентон (бессоюзие) - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.(«ночь, улица, фонарь, аптека..», «пришел, увидел, победил»)
Полисиндетон – многосоюзие. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Апозиопезис - 1) умолкание; 2) ритор. неоконченность мысли, внезапная остановка в устной или письменной речи, чаще прерывание предложения и начало нового (напр., «Подумать только, чтобы он... Но довольно! Чтобы я когда-нибудь...»).
Анаколуф - грамматический разрыв в построении предложения, несоответствие структуры конца предложения его началу.

Парцелляция - конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: