Система должна приспосабливаться к пользователю, но пользователь также приспосабливается к системе, значит, возникает задача адаптации системы к адаптирующемуся пользователю.
Адаптация бывает:
- фиксированная: определяется несколько уровней подготовки пользователя, каждому из которых соответствуют свои особенности диалога. Пользователь сам определяет свой уровень подготовки (пр.: выбор уровня сложности в игре)
+ простота;
+ понятность;
+ нет особых сложностей для реализации;
- пользователь сам определяет свой уровень подготовки. Насколько это правильно, сказать сложно;
- фиксированная адаптация подразумевает, что пользователь знает всю систему на одном и том же уровне. В действительности разные части системы пользователь знает на разных уровнях;
- повышение уровня пользователя происходит постепенно, а переход от уровня к уровню – дискретно.
- полная: система собирает информацию о пользователе, создает некоторую модель пользователя, далее автоматически ее корректирует по мере работы и соответственно меняет свое поведение.
- косметическая: система реально свое поведение не меняет, но у пользователя складывается впечатление, что поведение системы меняется за счет того, что пользователь начинает применять все более мощные средства (т.е. реально пользователь приспосабливается к системе, а не наоборот). Средства:
- сокращения (можно набирать полную команду, можно сокращать):
i. жесткая система (2 обозначения: полное, краткое);
ii. годится любое недвусмысленное сокращение;
- символы-джокеры:?, *;
- функциональные и горячие клавиши;
- возможность ввести в одной реплике несколько команд, а не поштучно;
- маркеры;
- командные файлы (в том числе стартовые);
- протоколирование работы. Возможность повторного ввода команд из протокола:
i. только за текущий сеанс или за любой предыдущий;
ii. должен ли пользователь повторять команду в том же виде или ее можно исправить;
- синонимы (значение регистра);
- расстояние между клавишами на клавиатуре (как заменять ошибочно введенную команду);
- звуковые синонимы (слова, совпадающие по звучанию). В foxpro – soundx: farbes=ffarbes=forbouys=forbu=fairpriece=f612. Последовательность действий:
i. удалить все небуквы;
ii. оставить первую букву;
iii. удалить гласные A E U I O и W H Y;
iv. оставшиеся буквы переобозначить цифрами: 1 – BPFV, 2 – CGJKQSXZ, 3 – DT, 4 – L, 5 – MN, 6 – R;
v. соседние одинаковые цифры объединить;
vi. сформировать код из первой буквы и первых трех цифр. Если цифр < 3, то дополнить нулями
- опережающие ответы;
- настройка клавиш;
- умолчания (если первая нажатая клавиша буквенно-циферная, то отказ от умолчания, курсорная – корректировать умолчание);
- многоуровневая помощь;
- полиязычность;
- возможность регулировать разговорчивость системы.