Адаптация. Система должна приспосабливаться к пользователю, но пользователь также приспосабливается к системе, значит

Система должна приспосабливаться к пользователю, но пользователь также приспосабливается к системе, значит, возникает задача адаптации системы к адаптирующемуся пользователю.

Адаптация бывает:

  1. фиксированная: определяется несколько уровней подготовки пользователя, каждому из которых соответствуют свои особенности диалога. Пользователь сам определяет свой уровень подготовки (пр.: выбор уровня сложности в игре)

+ простота;

+ понятность;

+ нет особых сложностей для реализации;

- пользователь сам определяет свой уровень подготовки. Насколько это правильно, сказать сложно;

- фиксированная адаптация подразумевает, что пользователь знает всю систему на одном и том же уровне. В действительности разные части системы пользователь знает на разных уровнях;

- повышение уровня пользователя происходит постепенно, а переход от уровня к уровню – дискретно.

  1. полная: система собирает информацию о пользователе, создает некоторую модель пользователя, далее автоматически ее корректирует по мере работы и соответственно меняет свое поведение.
  2. косметическая: система реально свое поведение не меняет, но у пользователя складывается впечатление, что поведение системы меняется за счет того, что пользователь начинает применять все более мощные средства (т.е. реально пользователь приспосабливается к системе, а не наоборот). Средства:
    1. сокращения (можно набирать полную команду, можно сокращать):

i. жесткая система (2 обозначения: полное, краткое);

ii. годится любое недвусмысленное сокращение;

    1. символы-джокеры:?, *;
    2. функциональные и горячие клавиши;
    3. возможность ввести в одной реплике несколько команд, а не поштучно;
    4. маркеры;
    5. командные файлы (в том числе стартовые);
    6. протоколирование работы. Возможность повторного ввода команд из протокола:

i. только за текущий сеанс или за любой предыдущий;

ii. должен ли пользователь повторять команду в том же виде или ее можно исправить;

    1. синонимы (значение регистра);
    2. расстояние между клавишами на клавиатуре (как заменять ошибочно введенную команду);
    3. звуковые синонимы (слова, совпадающие по звучанию). В foxpro – soundx: farbes=ffarbes=forbouys=forbu=fairpriece=f612. Последовательность действий:

i. удалить все небуквы;

ii. оставить первую букву;

iii. удалить гласные A E U I O и W H Y;

iv. оставшиеся буквы переобозначить цифрами: 1 – BPFV, 2 – CGJKQSXZ, 3 – DT, 4 – L, 5 – MN, 6 – R;

v. соседние одинаковые цифры объединить;

vi. сформировать код из первой буквы и первых трех цифр. Если цифр < 3, то дополнить нулями

    1. опережающие ответы;
    2. настройка клавиш;
    3. умолчания (если первая нажатая клавиша буквенно-циферная, то отказ от умолчания, курсорная – корректировать умолчание);
    4. многоуровневая помощь;
    5. полиязычность;
    6. возможность регулировать разговорчивость системы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: