В настоящее время следующие организации являются специализированными учреждениями ООН: Международная организация труда (1919 г.); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, 1945 г.); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.); Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1945 г.); Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.); Международная ассоциация развития (MAP, 1960 г.); Международный валютный фонд (МВФ, 1944 г.); Международная организация гражданской авиации (ИКАО, 1944 г.); Международная морская организация (ИМО, 1959 г.); Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865 г.); Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874 г.); Всемирная метеорологическая организация (ВМО, стала специализированным учреждением в 1951 г.); Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, 1970 г.); Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, 1977 г.); ООН по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.); Всемирная туристическая организация (ВТО, 1974 г.).
|
|
Специализированные учреждения ООН являются субъектами международного права и обладают полномочиями публично-правового характера. Они разрабатывают и заключают международные конвенции, имеют свой автономный бюджет. Правосубъектность специализированных учреждений ООН определена Уставом ООН, учредительными актами самих организаций, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашениями этих организаций с ООН и с государствами пребывания.
37. Специализированные учреждения ООН.
На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) активно обсуждался вопрос о правовом статусе специализированных организаций, которые будут заниматься экономическими и социальными вопросами в рамках ООН. Участники конференций решили включить в состав ООН положение о статусе организаций, которые будут поставлены в связь с ООН посредством соответствующих соглашений.
Согласно ст. 57 и 63 Устава ООН различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией посредством заключения соглашения.
Любое специализированное учреждение имеет следующие четыре признака:
а) межправительственный характер учредительного акта;
б) широкая международная ответственность в рамках его компетенции;
в) осуществление деятельности в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН;
|
|
г) связь с ООН. Если первые три признака присущи многим другим межправительственным организациям, то последний — связь с ООН — характерен только специализированным учреждениям.
В настоящее время следующие организации являются специализированными учреждениями ООН:
- Международная организация труда (МОТ, создана в 1919 г.);
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, 1945 г.);
- Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.);
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1945 г.);
- Международная финансовая корпорация (МФК, 1956 г.);
- Международная ассоциация развития (MAP, 1960 г.);
- Международный валютный фонд (МВФ, 1944 г.);
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО, 1944 г.);
- Международная морская организация (ИМО, 1959 г.);
- Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865 г.);
- Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874 г.);
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО, стала специализированным учреждением в 1951 г.);
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, 1970 г.);
- Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, 1977 г.);
- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.);
- Всемирная туристическая организация (ВТО, 1974 г.).
Специализированные учреждения ООН являются субъектами международного права и обладают полномочиями публично-правового характера. Они вправе заключать соглашения, при них аккредитованы постоянные представительства государств-членов, сами организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами. Они вправе запрашивать консультативные заключения у Международного суда ООН. Специализированные учреждения разрабатывают и заключают международные конвенции, имеют свой автономный бюджет. Они способны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъектами международного права решений своих высших органов.
Правосубъектность специализированных учреждений ООН определена Уставом ООН, учредительными актами самих организаций, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашениями этих организаций с ООН и с государствами пребывания.
38. Международные конференции.
Международные конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем. Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права.
Международная конференция - это временный коллективный орган субъектов международного права, преследующий согласованные цели и имеющий определенную организационную структуру и компетенцию. В последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН. Различия в наименованиях международных конференций юридического значения не имеют.
Для обеспечения успешной работы международных конференций ими принимаются правила процедуры, нормы которых относятся к внутреннему праву конференций.
Правила процедуры являются результатом согласования воль участников конференции.
Правила процедуры обычно состоят из следующих основных положений.
1. Представительство и полномочия. Делегация каждого государства - участника конференции включает аккредитивных представителей и других необходимых заместителей и советников.
В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий. Он проверяет полномочия представителей и незамедлительно представляет доклад конференции.
2. Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей конференции государств - участников конференции следующих должностных лиц: председателя, трех заместителей председателя и докладчика. Эти должностные лица избираются с учетом справедливого географического представительства. Правила подробно регламентируют права председателя и порядок его замены.
|
|
3. Секретариат конференции. Он обеспечивает устный период выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, издает и распространяет документы; осуществляет звукозапись заседаний и обеспечивает их хранение; обеспечивает хранение и сохранность документов конференции в архивах ООН; выполняет нею другую работу, которая требуется для конференции.
4. Открытие конференции. На своем первом заседании конференция избирает председателя; утверждает правила процедуры, повестку дня; избирает должностных лиц конференции; принимает решение об организации своей работы.
5. Порядок ведения заседаний. Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конференции. Председатель предоставляет слово ораторам в том порядке, в каком они заявили о своем желании выступать. Секретариату поручается составление списка выступающих. Любой представитель может в любое время внести предложение о прекращении прений по обсуждаемому вопросу. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в секретариат конференции, который рассылает их всем делегациям.
6. Принятие решений. Как правило, любая конференция осуществляет свою работу на основе общего согласия. К голосованию прибегают лишь после того, как исчерпаны все возможности для достижения общего согласия. Обычно оно проводится поднятием руки, но если какой-либо представитель потребует поименного голосования, то оно будет проводиться в английском алфавитном порядке названия государств - участников конференции.
7. Вспомогательные органы. Помимо комитета по проверке полномочий конференция может создавать такие вспомогательные органы, которые представляются необходимыми для осуществления ее функций. Решения вспомогательных органов принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании представителей.
|
|
8. Языки и отчеты о заседаниях. Обычно языками всемирной межправительственной конференции являются английский, французский языки и язык государства, на территории которого проводится конференция. Если же конференция созывается под эгидой ООН, то языками такой конференции являются официальные и рабочий языки ООН.
9. Другие участники и наблюдатели. Представители, назначенные организациями, которые получили постоянное приглашение принимать участие в работе международной конференции, имеют право участвовать в качестве наблюдателей без права голоса в работе самой конференции и ее вспомогательных органов. В работе конференции могут участвовать представители международных организаций. Наблюдатели могут выступать с краткими устными заявлениями, распространять соответствующие документы по тематике конференции.
Итогом работы конференции является принятие соответствующего документа. Чаще всего им являются заключительный акт, конвенция и рекомендации.
В заключительном акте приводится краткая история созыва конференции; перечисляются участники и должностные лица конференции; дается перечень документов, рассмотренных участниками конференции; указывается полное наименование принятого конференцией документа. Заключительный акт подписывается главой каждой из делегаций (иногда и заместителем главы). Этот документ не содержит правовых норм и, следовательно, не является юридически обязательным.
Как правило, к заключительному акту прилагается текст одобренной конференцией конвенции на одном или нескольких языках. Завершающим разделом заключительного акта является пакет резолюций и рекомендаций, адресованных государствам и международным организациям. В некоторых случаях резолюции используются как средства констатации или толкования действующих международно-правовых норм.
39. Международно-правовая ответственность: понятие и источники.
В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
40. Виды и формы международно-правовой ответственности.
Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.
Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.
Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.
Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.
Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.
Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.
Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.
41. Международные стандарты в области прав человека.