double arrow

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ КОНФЛИКТА


Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику: 2) второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Окончание конфликта — прекращение действий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы.

Латентный период (продконфликт) включает следующие этапы:

1) возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.);

2) осознание объективиой проблемной ситуации субъектами взаимодействия — восприятие реальности как проблемной. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа;

3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, просьбами, информированием противостоящей стороны);

4) возникновение предконфликтной ситуации — наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.

Открытый период — это конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Он включает в себя:

1) инцидент — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу;

2) эскалацию — резкую интенсификацию борьбы оппонентов;

3) сбалансированное противодействие — процесс, в котором стороны продолжают прогиводействовагь. однако интенсивность борьбы снижается;

4) завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта — разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.



32. ВНЕШНИЙ ПЛАН ЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметрического схизмогенеза. Схизмогенез — изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопление опыта взаимодействия между индивидами.

Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный: дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основании вэаимодополняющих действий; симметричный развивается, когда субьекты используют одинаковые поведенческие модели.

Этапы эскалации конфликта:




1. Два первых этапа отражают развитие предвонфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов.

Характеристика этапов 1) возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы; 2) растёт психическая напряженность; 3) меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

2. Третий этап — начало эскалации.

Характеристика этапа 1) все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющий бесплодные дискуссии; 2) обе стороны надеются путём нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента; 3) никто не готов добровольно уступить.

3. На четвёртом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующею возрасту 6-8 лет.

Характеристика этапа 1) у человека присутствует образ другого; 2) человек не готов считаться с чувствами, мыслями, положением другого.

4. На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются и форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя.

Характеристика этапа: 1) на карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. 2) восприятие противоположной стороны застывает в жёстком образе врага; 3) враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт;

Особенность этапов эскалации конфликтов заключается в том, что те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшие восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия.




33. ДИНАМИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНФЛИКТОВ

Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различную продолжительность, значимость, интенсивность.

Различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нём участвиот:

1) большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трёх месяцев, половина из них (55,8%) имеет продолжительность до одного месяца;

2) конфликты между руководителями первичного и среднего звеньев более длительны: в течение трёх месяцев завершается 71% всех конфликтов, а продолжительностью до одного месяца — 49%:

3) 65% конфликтов между государственными служащими разрешается в течение полугода.

Особенности динамики конфликтов я экстремальных условиях:

1) в экстремальных условиях конфликты развиваются в ускоренном темпе и более скоротечны;

2) в течение одной недели завершается около 70% конфликтов, проискодящих в экстремальных условиях;

3) более 55% конфликтов разрешается в течение первых трёх дней;

4) экстремальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.

Особенности динамики криминальных конфликтов:

1) быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилий;

2) количество циклов взаимодействия, составляющих из единоразового «обмена» реакциями, ограничено; чем с более высокого «стартового» уровня конфликт начинается, тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия.

Основные причины колебания частоты конфликтов в воинской деятельности в течение года:

1) цикличный характер воинской деятельности;

2) особенности психического состояния офицеров, связанные с переходными временами года.

Динамика конфликтов среди госслужащих:

1) наибольшее число конфликтов характерно для февраля — 17,8%;

2) в марте и сентябре — 12.3%.

Особенности динамики кофликтов учащихся. Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых учебных заведений показывает, что основные тенденции распределения конфликтов в течение года могут быть объяснимы спецификой основного вида деятельности — учёбы.

Наиболее конфликтными периодами в деятельности учащихся являются первый семестр учебного года и период сдачи зачётной и экзаменационной сессий (частота конфликтов возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным уровнем).


34. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОНФЛИКТА

С точки зрения современной науки управления предупреждение конфликта — это особая тактика управления, осуществляемая в чрезвычайной ситуации. Возникновение конфликта оценивается как свидетельство сбоя, провала в управленческой деятельности. Появление конфликта — свидетельство несоблюдения основных норм современного менеджмента.

Современные принципы управления: 1) принцип долговременных целей — цели организации должны быть долговременными, основательными (на 10-15 лет), нацеленными на развитие производства, на повышение квалификации; 2) принцип готовности к риску — ставка не на послушного работника, а на людей, способных на обдуманный риск. Поощряя таких работников, руководитель поощряет природную склонность людей к риску; 3) принцип признания ценности новых идей в любом деле; 4) принцип действенности — поощрение людей, которые реализуют свои идеи; 5) принцип упрощения — блокирование распространенного стремления к усложнению производственных и других социальных структур, что способствует конфликтам; 6) принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников и профессионалов (редко отсутствующих на работе, выполняющих работу качественно и в срок, стремящихся предотвратить конфликт).

Организационные методы предупреждения конфликтов: 1) всесторонняя подготовка сотрудников; 2) специальное стимулирование сотрудников, их взаимопомощь; 3) регулярная ротация кадров, поддержание их карьерных амбиций.

Нормы деловой этики и предупреждения конфликтов;

1) не опаздывать, так как опоздание может быть оценено как неуважение к партнёру, что является источником конфликта. Если задерживаетесь, необходимо заранее сообщить об этом (относится как ко времени встречи, так и к сроку выполнения работ). Нужно выделять время с запасом;

2) будьте немногословны, не говорите лишнего, охрана служебной тайны — источник конфликта;

3) будьте доброжелательны и приветливы;

4) сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других; будьте внимательны не только к клиентам, но и к сослуживцам; не прибегайте к резким возражениям людям, мнение которых не совпадает с вашим;

5) следите за своей одеждой и внешним видом, необходимо органично вписывается в окружающую среду.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: