Проблема выбора канала коммуникации

Канал коммуникации — способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно или как-либо еще).

Особенности выбора канала коммуникации: приоритет отдается силе печатного слова. Люди считают утверждения более истинными, если они их уже читали и оценивали раньше.

Правило выбора канала коммуникации: чем образнее подача информации, тем убедительнее предлагаемые сообщения. Сообщения, легкие для понимания, наиболее убедительны в форме видеозаписи. Печатные сообщения обеспечивают наилучшую включённость и запоминание и являются более убедительными в случае трудных для понимания сообщений. Убедительность определяется соответствием сложности сообщения и избранной разновидности средств коммуникации.

Наибольшее влияние на людей оказывают не опосредованная информация, а личный контакт с людьми. Но средства массовой информации и личные взгляды взаимозависимы, так как формируются под воздействием СМИ. Воздействие СМИ происходит в двухступенчатом коммуникационном потоке: от СМИ — к человеку, от человека — к массе.

Наблюдается тенденция к дифференциации социальных и политических установок в зависимости от возраста. Это объясняется двумя факторами:

1) с возрастом установки меняются в соответствии с известными жизненными циклами;

2) установки пожилых людей, усвоенные ими в юности, в основном не изменяются, разрыв между поколениями возникает из-за различия установок.

Различная реакция аудитории на сообщение:

1) если сообщение вызывает подходящие мысли, оно убеждает;

2) если сообщение заставляет задуматься о контраргументах, прежнее мнение изменить сложнее;

3) предупреждение о том, что сейчас поступит спорное сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность;

4) если удаётся отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможные возражения, убедительность спорного сообщения возрастает.

Способы стимулирования мыслительных процессов:

1) риторические вопросы, ряды коммуникаторов (последовательные выступления трёх ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента);

2) провоцирование чувства ответственности за оценку сообщения или невнимание к нему;

3) использование оратором непринужденных поз, многократных повторений и методов привлечения нерассеянного внимания аудитории.


27. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Трудности при решении конфликтной ситуации:

1) недостаток информации — процесс, при котором конфликтующие стороны располагают не всеми необходимыми сведениями для решения конфликта;

2) ограниченность коммуникаций — нехватка каналов, соединяющих участников обмена информацией.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации: 1. Признать существование конфликта. Признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Иногда конфликт существует уже давно, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит. 2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него, и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны. 3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры: оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности. 4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная про­блема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций. 5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. 6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве. 7. Реализовать принятое решение на практике. Если причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями, то повторные переговоры проводить будет намного сложнее.


28. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ

Барьеры коммуникации — психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры:

1) барьер понимания (непонимания);

2) барьер социально-культурных различий;

3) барьер отношения.

Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Фонетический барьер непонимания порождается такими факторами, как невыразительная быстрая речь и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или актуального психологического состояния реципиента и др. Существует также и логический барьер непонимания, он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста. Большое значение для умень­шения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента.

Барьеры отношения — уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющего и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их час­тичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: