Деятельность по предупреждению конфликтов может вестись по четырем основным направлениям:
1) создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
2) оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;
3) устранение социально-психологических причин конфликтов;
4) блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Основные объективные условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов:
1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации. К таким условиям относят;
· материальную обеспеченность семьи;
· возможность самореализации человека в служебной деятельности;
· условия работы;
· взаимоотношения, складывающиеся с подчиненными, сослуживцами, начальниками;
· здоровье человека;
· отношение в семье;
· наличие времени для полноценного отдыха.
|
|
2. Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе организации.
3. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. К предконфликтны ситуациям относятся:
· определение размеров заработной платы;
· назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов;
· перевод сотрудника на новое место работы;
· увольнение сотрудника.
4.Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.
К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, относят:
1) удобную планировку рабочих и жилых помещений;
2) оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей;
3) окраску помещений в спокойные тона;
4) оборудование комнат психологической разгрузки;
5) отсутствие раздражающих шумов.
К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят следующие организационно-управленческие факторы:
1) структурно-организационные — связаны с оптимизацией цеха, завода, фирмы, с одной стороны, как организации, с другой — как социальной группы;
2) фунционально-организационные — связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и её работниками;
3) личностно-функциональные;
4) ситуативно-управленческие.
68. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ
Особенности социально-психологических условий профилактики конфликтов заключаются в том, что они: во-первых, легче поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками; во-вторых, оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия.
|
|
Существует пять основных балансов, нарушение которых может привести к конфликтам:
1) баланс ролей. Каждый из партнёров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу;
2) баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость партнёра не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости;
3) баланс взаимных услуг. В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу, помимо нормативной помощи, личные услуги (например, подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, доставайие какой-то детали, билета, товара и др.). Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии двух людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается. Это приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а позднее — к конфликтам;
4) баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта;
5) сбалансированность самооценки и внешней оценки. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет во взаимодействии «начальник — подчиненный».